С ощущением давно забытой радости

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Отзыв на пьесу "Спаси и сохрани!" Р. Кошурниковой и Е. Феоктистова

      С ощущением давно забытой радости открытия в современной драматургии чего-то очень родного, светлого, очень важного и очень живого прочел пьесу Риммы Кошурниковой и Евгения Феоктистова «Спаси и сохрани!»  Читая, ловил себя на мысли, что, несмотря на свою профессиональную театральную «испорченность», живу вместе с героями пьесы, а не анализирую «с профессиональной точки зрения» ее достоинства и недостатки. Это для меня необычайно важный и убедительный признак хорошей драматургии. По прочтении же можно попытаться понять – что же так увлекло, что так согрело душу и сердце, что заставило профессиональный разум воскликнуть: «Это срочно надо ставить!».
      Как простого читателя и будущего зрителя, давно уже уставшего от «чернухи» на экране и на сцене, от героев-«суперменов», бандитов, прокуроров, «ментов», и т.д., меня сразу же радует встреча с очень родными, почти уже забытыми, простыми, но очень сложными, думающими, живыми людьми. Им искренне сопереживаешь, им сочувствуешь, их понимаешь, за них начинает болеть душа! И за них искренне радуешься в финале, как будто после всех испытаний, после пасмурного и даже грозового неба, вдруг вышло солнышко, всех согрело, и воздух наполнился свежестью!
      Как профессиональный режиссер и актер драматического театра, окончивший в свое время две театральные школы, вахтанговскую и Малого театра, поставивший не один десяток спектаклей и сыгравший не меньше ролей, могу сказать, что пьеса «Спаси и сохрани!» – роскошный и необычайно благодарный, на мой взгляд, материал для режиссерского и актерского поиска, кропотливого и увлекательного! Потрясающе интересные и яркие, на мой взгляд, четыре женских образа, что на сегодняшний день, по- моему, большая редкость на театре. Очень живые, а не «ходульные» персонажи, с жизненным багажом, загадкой, внутренним миром, прикровенным и тонким, с поиском  истинного света и преодолением тьмы. А очень важный образ духовника Ольги, о. Александра, на который слезами откликается наша больная человеческая душа – еще одна редкая и, почти нереальная, возможность для талантливого православного актера воплотить на сцене образ православного священника.
      Будучи художественным руководителем  почти четверть века, государственного театра уверенно могу сказать, что пьеса абсолютно современна и своевременна! Она должна обрести жизнь именно сегодня. Уверен, что для многих зрителей в зале события, думы, проблемы, радости героев пьесы, их язык, их поиски, их обретения окажутся очень созвучными. Поэтому для любого театра, стремящегося к свету, а не смакующему мрак, этот драматургический материал – достойное и важное приобретение.
      Наконец, самое важное, на мой взгляд, для меня как православного христианина. Театр – явление сложное, неоднозначное, и совсем неоднородное. Это зона риска для человеческой души. Жаркие споры о театре, его природе, его правомерности существования  в православном мире не утихают до сих пор. И все же!… «Есть театр, и есть театр», как писал Н.В.Гоголь.  Какой инструмент тебе Господь вложил в руки, на том и играй, и пой Ему Славу. Каждый человек, кто сделает хотя бы шаг навстречу Христу, посмотрев спектакль по пьесе «Спаси и сохрани!», это, на мой самоуверенный и недостойный взгляд, все же большая драгоценность. Мне кажется, что если тонко, талантливо, без фальшивой «театральщины» и фарисейски навязчивой назидательности поставить на сцене эту пьесу, сохранив ее живую, искреннюю радость о Христе, то людей в зрительном зале, в душах которых произойдет «что-то очень важное» будет достаточно много. А это самое главное!

Михаил Мизюков
Худ. руководитель Московского государственного историко-этнографического театра,  
Обладатель Почетного знака «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ,
Действительный член «EURO FOLK AСADEMY» (Болгария)