«И крыло мухи имеет вес…»

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

     1 декабря 2010 года состоялось первое заседание Координационного Комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. В своем выступлении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул особую роль деятелей культуры, способных собрать вокруг себя единомышленников в борьбе с засильем массовой псевдокультуры – за сохранение человеческой личности в соответствии с Божиим замыслом. Это тем более важно сегодня, поскольку, как сказал Патриарх, следует сознавать – сегодня мы живем в секулярном, безбожном мире, где доминирующей является в лучшем случае безбожная, а в худшем – антихристианская и антирелигиозная культура. Поэтому нужно тщательно продумать, что мы можем сделать своими точечными усилиями. Важно, чтобы эти усилия были яркими, значимыми и могли реально повлиять на сознание людей.

     Одной из таких попыток является предлагаемая читателю пьеса. Ее главная мысль выражена в названии – Спаси и сохрани! – а пояснение – в названии частей: Искушение и Расплата. Ведь каждый день, час, мгновение любой из нас подвергается искушению и делает выбор, как поступить. Но это - его выбор, а потому и ответственность за последствия такого решения – дело его совести. Господь милостив, и дорогу к Его Храму способен осилить идущий, каждый, в любом возрасте, но искренне раскаявшийся, горячо желающий очистить душу от скверны. И чем раньше будет сделан первый шаг, тем легче и спасительней будет этот путь.

     Каждый человек, даже не слышавший о Христе, носит в себе образ Божий – такими создал нас Творец. Одним из проявления образа Божия является совесть. Если человек прислушивается к ее голосу, то это приносит пользу как ему самому, так и окружающим. Но голос совести можно заглушить. Тогда человек теряет нравственные ориентиры и становится опасен для общества и для самого себя.

     Сегодня, после десятилетий безверия, вспыхнула мода – креститься! Подчас ничего не понимая в сути этого шага, не принимая на себя ответственности за этот выбор. Некая индульгенция за свершенные и будущие грехи! И только – дай! Только, Господи, помоги! И никто не спросит себя: а за что тебе помогать? Почему? С какой стати?.. Что ты сделал доброго? Кому ты помог? Хоть в малой степени, поступившись своими амбициями, интересами, достатком, временем?.. В подобных случаях вспоминаются слова старца иеросхимонаха Аристоклия, сказанные им незадолго до смерти (+1918): «Сейчас мы переживаем предантихристово время. А Россия будет спасена. Много будет страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, и стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией».          

     Пьеса обращена к широкому кругу читателей, в том числе – к молодежи, и это особенно ценно именно сегодня, когда вся мощь средств массовой информации направлена на пропаганду насилия, разврата и вседозволенности. Мы не имеем права беспечно наблюдать, как диавол похищает юные души. Мы не можем спокойно ждать, как говорит Святейший Патриарх, когда молодежь обратится ко Христу, поэтому мы, люди среднего и старшего поколения, просто обязаны – как бы ни было это для нас трудно – идти навстречу молодым людям, помогая им обрести веру в Бога, понять смысл и полноту жизни в условиях земного бытия. Но подлинное человеческое счастье – без преодоления эгоизма, без понуждения себя к добру, без совместных трудов во благо общества и народа, – недостижимо. А в основе всего лежит закон Любви, завещанный нам Спасителем.

     Театр – один из самых действенных, ярких и мощных институтов воспитания чувств, нравственности и духовного здоровья. Одним из главных методов его воздействия, убеждения, воспитания является СЛОВО. И от того, каким оно будет – честным, веским, богатым – или мерзким, лживым и примитивным – зависит результат…

     Радостно отметить, что призыв Патриарха – объединять усилия в борьбе с засильем псевдокультуры – услышан, и пьеса «Спаси и сохрани!», написанная в соавторстве мирского писателя и священнослужителя, – достойный пример подобного союза единомышленников.

     Надеюсь, что постановки по этой пьесе пробудят самые добрые чувства у будущих зрителей, и что это случится весьма скоро.

епископ Каскеленский ГЕННАДИЙ,

управляющий делами Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан,

Ректор Алматинской Духовной семинарии

Сохранение семьи – важнее нет ничего…

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

 («Спаси и сохрани!»; авторы: Евгений Феоктистов и Римма Кошурникова)

     Пьесу прочитала, что называется, на одном дыхании: сам сюжет, герои – наши современники, где простая история одной семьи с каждой страницей приобретала мощный психологический накал, который держал меня до конца драмы. Герои интересны, самобытны, узнаваемы и правдивы, а их переживания, поступки, чувства настолько понятны, что невольно вовлекли меня в раздумья, и постепенно история этой семьи как бы переросла в социальный срез нашего непростого сегодняшнего общества.

     Сюжет держит в напряжении до самого конца, не знаешь, какой выбор сделают герои. А это и есть настоящий театр, когда ты получаешь не готовый ответ, порой завуалировано дидактический, а получаешь приглашение к серьезным раздумьям, поискам истины: в чем смысл жизни?.. для чего человек явлен в этот мир?.. что есть добро? Ведь порой добро для одного человека оборачивается адом для другого. И где та грань, за которую переходить смерти подобно? И какова мера ответственности каждого человека, – лично меня, тебя, другого – за этот мир, созданный и подаренный людям Богом?..

     Говоря о пьесе, мне не хочется вдаваться в детали, в ее сложные коллизии, а хочется просто сказать: «Прочтите, режиссеры, увидьте, почувствуйте всю глубину затронутых проблем и перенесите на сцену!» Потому что в данном случае мы имеем не только потрясающе новый сюжет, но и тему, предложенную авторами, до сих пор находившуюся в забвении. Причина, думаю, в том, что драматурги пока еще не решаются так глубоко затрагивать этот срез жизни, опасаясь, что возникнет слишком много неудобных вопросов.

     Тем и ценна эта пьеса, что наконец-то общество и Церковь объединились в самом важном деле – в сохранении семьи, этой малой церкви, важнее чистоты которой, ее крепости и верности – нет ничего.

     Хочется особо отметить профессионализм авторов, потому как всегда, когда имеешь дело с хорошей драматургией, испытываешь наслаждение от хорошего русского языка, его образности, точности и богатства. И сила воздействия такого произведения возрастает многократно, и невольно вспоминаются слова Н.В.Гоголя, который говорил, что театр есть кафедра, с которой можно сказать много доброго.

     …Закрыта последняя страница, а я представляю, что опустился занавес. Герои уже – по ту сторону рампы, а я все еще веду диалог с героями и с собой… И это, наверное, самое главное предназначение пьесы. Ибо если она тронет зрителя, растревожит душу, то обязательно подвигнет его к внутренней исповеди…

 Садовская Галина Михайловна

Директор Центра детской дипломатии им.Саманты Смит,

журналист, драматург, член СП России

Выбор веры

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

(«Спаси и сохрани!», авторы: Римма Кошурникова и Евгений Феоктистов)

     Читать пьесы не всякий приучен, легче погрузиться в повесть или роман, а тут невольно приходится воображать сцену, героев, следить за их передвижениями, вслушиваться в диалоги. Но если ты с этим справился, то возникает удовлетворение, словно принял участие в «круглом столе», где твое мнение интересно, услышано и даже нашло единомышленников.

     Конечно, пьеса очень современна, вписывается в наше время как противостояние насильственности, распущенности, сексуальности и пр. Но здоровые силы в обществе есть, и не все, к счастью, «задрав штаны», побежали за новыми лозунгами вседозволенности и лжесвободы. Причиной многих наших действий и бед является духовная необразованность. И мне кажется, что в пьесе весьма убедительно показано, как на разумных началах можно стать не просто христианином, а православным христианином. Тщательное исполнение заповедей Христовых открывает человеку, что без помощи Божией искоренить в себе страсти человек не в состоянии. В Православии очень сильные святые, к ним нужно обращаться, брать с них пример и молиться…

     В пьесе столкнулись две христианских традиции: католицизм и православие, причем конфликт затронул очень близких людей – мать и сына, и как тяжело, порой драматично он решается. Показано это, на мой взгляд, убедительно, что называется, «без поддавков». Финал, хотя и открыт, но вывод напрашивается вполне определенный: православная вера – сильнее. Но тут же возникает и другой вопрос: почему же тогда в мире католиков свыше 1 миллиарда, а православных – лишь 170 тысяч?.. Что-то здесь не так: неужели в мире один миллиард заблудших?!.. Я говорю это к тому, чтобы авторы, если пьеса будет поставлена или напечатана, были готовы к подобного рода вопросам…

Лидия Коверникова

ведущий специалист п\я «Полюс», г. Томск

Главное чудо – внутреннее преображение человека!

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

(«Спаси и сохрани!», авторы: Римма Кошурникова и Евгений Феоктистов)

     Дорогие авторы! Только сегодня на одном дыхании прочли Вашу чудную драму «Спаси и сохрани!». Впечатление потрясающее! Тема очень свежа и злободневна. С Вашего позволения будем давать прочесть ее друзьям и просить их молитв о скорейшем издании и постановке. У нас идет сильное наступление на православие со стороны адвентистов и иеговистов. Буквально ловят людей на улицах города (а в последнее время и в деревнях) и с банального вопроса: «А Вы знаете, почему мы живем плохо?» начинают свою миссионерскую деятельность.

     Так что пьеса эта очень своевременна. В ней много сюрпризов, в том числе, и для нас. Алтарник нашей церкви попросил меня к 22 ноября написать статью о нашей иконе «Скоропослушница» (точной копии афонской, написанной в 1905 году). Для нс было большой радостью узнать из пьесы, что это особо почитаемая молельная икона Дома Романовых.
     А еще хотелось бы знать, есть ли реальные прообразы у героев вашей пьесы. Дело в том, что во время экскурсии мы постоянно повторяем паломникам о том, что главное чудо, которое совершается при знакомстве с житием Великой Матушки, это внутреннее преображение человека. Это видно на примере Ольги Рокотовой, героини вашей пьесы.
Храни Вас Господь!

Татьяна, Василий

Музей Великой княгини Елизаветы Федоровны. г. Алапаевск, Свердловская обл.

Главная внутренняя заповедь

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

     Разговор о пьесе-драме «Спаси и сохрани!» хочется, и даже нужно, начать с названия, потому что именно в этой важной и глубокой мысли – главная направляющая нить содержания. Каждый читатель пьесы сразу же с поразительной ясностью поймает себя на том, что сознательно или по привычке повторяет эти слова как оберег от несчастий в нашей сложной жизни. Отправляя детей в школу, мы провожаем их теми же словами: « Господи, спаси и сохрани!». Провожая близких людей в дорогу, вновь повторяем этот спасительный оберег, не обязательно проговариваем вслух, но мысленно – всегда! Я не сомневаюсь, что у каждого русского человека эти слова – в крови, они впитались в наше сознание с молоком матери. Вот почему трудно найти примеры на Руси, чтобы русский православный человек вдруг перешел в другую религию.

     Однажды эту мысль высказал выдающийся русский ученый – лингвист академик Олег Николаевич Трубачев, с которым автору этих строк довелось работать рядом более двадцати лет: «Русский православный человек скорее погибнет, примеров тому много, но чтобы отрекся – мне такие случаи неизвестны».

     В сущности – в этом главный конфликт в пьесе: нарушение той внутренней заповеди, что и привело, как показывают авторы, к трагическим событиям в жизни действующих лиц. Компромисс здесь невозможен без душевных и духовных терзаний. Авторы не случайно уделяют много внимания внутреннему миру своих героев, прокладывая поясняющие «мостики» между причинами и следствием того, что происходит в их жизни.

     Пьеса современна, актуальна, даже своевременна. Прекрасный язык, духовность, доброта, доброжелательный юмор делают пьесу нужной, интересной широкому кругу читателей любого возраста. И что не менее важно для постановки пьесы на сцене – ее можно показывать на малых площадках, камерно.

 Инга Борисовна Еськова,

редактор Института русского языка РАН им. В.В. Виноградова,

секретарь Национального комитета славистов РФ

«Будит мысли о Вечном…»

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

«Спаси и сохрани!», авторы: Евгений Феоктистов и Римма Кошурникова

     Пьеса (без реверансов) очень понравилась. Это, поверьте, искренне - ведь только тогда получается хорошим произведение, когда его оценивают изначально честно. Замечаний нет, так как написана пьеса профессионально и с душой. А вот своими впечатлениями с удовольствием поделюсь.
     В пьесе есть некоторые моменты, когда я ловил себя на мысли, что присутствую на проповеди, и иногда это перегружало, как человека, давно находящегося в профессии кино, поскольку думал, как это воспримет зритель. Но таких моментов очень мало, зато есть много других, когда сочетание церковных праведных моментов с развивающимся мирским сюжетом находились, как говорится, в золотой середине. И вот здесь сюжет захватывает и будит мысли о Вечном!..
    Также хочу сказать, что финал пьесы мне очень понравился, жалко только что он остался открытым, хочется узнать, что было дальше…

   С уважением, Михаил Волобуев, продюсер (Москва)

Пусть судьба этой пьесы будет счастливой!

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Отзыв на пьесу «Спаси и сохрани!» (авторы Евгений Феоктистов и Римма Кошурникова)

     Перечитав пьесу дважды, признаюсь: все цельно, характеры логичные, адекватные, интересные, яркие, сюжет захватывающий, много «воздуха». Заранее прошу простить, если рискну сказать, что ничего подобного я не читала и не видела на сцене. Склоняю свою голову перед авторами чудесного произведения и талантами их. (Обратила я внимание и на то, что написано оно всего за 3 месяца.)

     Уважаемые авторы, рискните, очень вас прошу, дайте познакомиться с этим общим творением Михаилу Григорьевичу Щепенко, художественному руководителю театра «Русская драма». Мне кажется, это стопроцентно их спектакль, который мог бы пополнить сокровищницу театра. И непременно нашел бы своих зрителей. Судя по все увеличивающемуся числу прихожан в храмах и количеству строящихся по всей стране церквей, люди тянутся к духовному. Да поможет вам Бог!..

     Говорят, нельзя хвалить, чтобы беду не навлечь, поэтому ограничусь только тем, что: я, как читатель, всей душой «ЗА» вас, за вашу пьесу!.. Пусть судьба этой пьесы будет счастливее предыдущей «Белый ангел Москвы», несправедливо скромно отмеченной, а здоровье авторов будет покрепче на долгие лета.

 С уважением, православная семья Субботиных (Москва).

С ощущением давно забытой радости

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Отзыв на пьесу "Спаси и сохрани!" Р. Кошурниковой и Е. Феоктистова

      С ощущением давно забытой радости открытия в современной драматургии чего-то очень родного, светлого, очень важного и очень живого прочел пьесу Риммы Кошурниковой и Евгения Феоктистова «Спаси и сохрани!»  Читая, ловил себя на мысли, что, несмотря на свою профессиональную театральную «испорченность», живу вместе с героями пьесы, а не анализирую «с профессиональной точки зрения» ее достоинства и недостатки. Это для меня необычайно важный и убедительный признак хорошей драматургии. По прочтении же можно попытаться понять – что же так увлекло, что так согрело душу и сердце, что заставило профессиональный разум воскликнуть: «Это срочно надо ставить!».
      Как простого читателя и будущего зрителя, давно уже уставшего от «чернухи» на экране и на сцене, от героев-«суперменов», бандитов, прокуроров, «ментов», и т.д., меня сразу же радует встреча с очень родными, почти уже забытыми, простыми, но очень сложными, думающими, живыми людьми. Им искренне сопереживаешь, им сочувствуешь, их понимаешь, за них начинает болеть душа! И за них искренне радуешься в финале, как будто после всех испытаний, после пасмурного и даже грозового неба, вдруг вышло солнышко, всех согрело, и воздух наполнился свежестью!
      Как профессиональный режиссер и актер драматического театра, окончивший в свое время две театральные школы, вахтанговскую и Малого театра, поставивший не один десяток спектаклей и сыгравший не меньше ролей, могу сказать, что пьеса «Спаси и сохрани!» – роскошный и необычайно благодарный, на мой взгляд, материал для режиссерского и актерского поиска, кропотливого и увлекательного! Потрясающе интересные и яркие, на мой взгляд, четыре женских образа, что на сегодняшний день, по- моему, большая редкость на театре. Очень живые, а не «ходульные» персонажи, с жизненным багажом, загадкой, внутренним миром, прикровенным и тонким, с поиском  истинного света и преодолением тьмы. А очень важный образ духовника Ольги, о. Александра, на который слезами откликается наша больная человеческая душа – еще одна редкая и, почти нереальная, возможность для талантливого православного актера воплотить на сцене образ православного священника.
      Будучи художественным руководителем  почти четверть века, государственного театра уверенно могу сказать, что пьеса абсолютно современна и своевременна! Она должна обрести жизнь именно сегодня. Уверен, что для многих зрителей в зале события, думы, проблемы, радости героев пьесы, их язык, их поиски, их обретения окажутся очень созвучными. Поэтому для любого театра, стремящегося к свету, а не смакующему мрак, этот драматургический материал – достойное и важное приобретение.
      Наконец, самое важное, на мой взгляд, для меня как православного христианина. Театр – явление сложное, неоднозначное, и совсем неоднородное. Это зона риска для человеческой души. Жаркие споры о театре, его природе, его правомерности существования  в православном мире не утихают до сих пор. И все же!… «Есть театр, и есть театр», как писал Н.В.Гоголь.  Какой инструмент тебе Господь вложил в руки, на том и играй, и пой Ему Славу. Каждый человек, кто сделает хотя бы шаг навстречу Христу, посмотрев спектакль по пьесе «Спаси и сохрани!», это, на мой самоуверенный и недостойный взгляд, все же большая драгоценность. Мне кажется, что если тонко, талантливо, без фальшивой «театральщины» и фарисейски навязчивой назидательности поставить на сцене эту пьесу, сохранив ее живую, искреннюю радость о Христе, то людей в зрительном зале, в душах которых произойдет «что-то очень важное» будет достаточно много. А это самое главное!

Михаил Мизюков
Худ. руководитель Московского государственного историко-этнографического театра,  
Обладатель Почетного знака «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ,
Действительный член «EURO FOLK AСADEMY» (Болгария)

Бог — в помощь!..

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Отзыв на пьесу «Спаси и сохрани!»
(авторы: Римма Кошурникова и Евгений Феоктистов)

      Первое, что привлекает внимание, – название! Здесь и призыв, и надежда, а главное – точный «адрес»: к Кому взываем, Кого зовем на помощь и уповаем на Него в самые тяжелые минуты жизни… А далее – история, очень простая и в то же время типичная: какой непростой путь проходит каждый человек в поисках истины, скольким искушениям подвергается, и как трудно ему быть честным с самим собой…
      Не смотря на такие острые и глубинные проблемы, которые поднимают авторы, пьеса читается легко, оставляет светлое чувство, что в традициях русской литературы – «зеленый свет в конце тоннеля» зажжен. Не все герои сделали свой выбор, и это тоже хорошо – открытый финал, что приглашает читателя (в будущем – зрителя) к размышлению – но уже о собственных проблемах и, возможно, похожих ситуациях.
      Пьеса современная во всех смыслах, ведь после 70 лет безбожия, когда сменилось два-три поколения, а лучшие представители Святой Руси ушли в небытие, отыскать путь к Храму нам, бывшим пионерам, комсомольцам и коммунистам, ой как непросто и болезненно!.. Трудно порой переступить порог церкви, перекреститься, не говоря уж о том, чтобы исповедаться и причаститься. Им, нашим предкам, истинно верующим, выросшим в православных традициях семьи, общества, было легче, но и они страдали, сомневались и мучились – вся русская литература повествует об этом.
      Об утерянной вере, о возвращении в Отчий дом говорить сегодня надо, просто жизненно необходимо – и пьеса «Спаси и сохрани!» – первая ласточка. Дай Бог, чтобы подобные произведения появлялись чаще на сценах театров!.. Уверена, что такой спектакль вызовет большой резонанс, и возникнет взаимно-уважительный диалог между обществом и Церковью.
      Бог – в помощь!..

Тамара Калёнова,
член Союза писателей России

Большая удача!

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Отзыв на пьесу «Спаси и сохрани!»
(авторы: Римма Кошурникова и Евгений Феоктистов)
      
Дорогие авторы!
      
Большое спасибо за пьесу. Хожу под большим впечатлением. Отлично выписаны характеры. Узнаваемые люди. Когда дочитала до середины, чуть не бросила -- испугалась, что все сейчас уйдут в католики. Католики, которых мне довелось встречать, были не слишком приятные, высокомерные люди, как будто старались что-то кому-то доказать, особенно в России. У каждого из них был конфликт с родными, закончившийся разрывом. Либо родители – советские атеисты, ученые и т. д., либо православные. Последние, к сожалению, ругали и даже выгоняли своих близких за принятие католичества, но ничего вразумительного возразить не могли. В вашей пьесе получается наоборот: "Не я его в православие, он меня в католичество тянет". И это тоже правда. К несчастью, с католиками просто нельзя жить рядом, без взаимных претензий. Знаю множество неприятных и оскорбительных для православного окружения случаев, когда католик старался навязать свое, причем тем людям, которые его приняли, дали кров и хлеб. Словом, тема вашего рассказа очень важная. А исполнение  достойно вашего профессионализма и болеющего, горячего сердца. Очень надеюсь, что пьесу поставят, как и "Белой ангел Москвы", которую я прочитала прежде с огромным волнением и удовольствием.
Мне показалось странным утверждение, что католицизм -- самая древняя христианская конфессия. Если они так говорят, то снова лукавят. Когда произошел раскол Церквей в 1054 г., именно католики приняли новый, измененный, Символ Веры, а Восточная Церковь осталась со старым. Таким образом, католицизм – первая схизма, первое отпадение от древней Церкви. Конечно, фразу о самой древней конфессии в пьесе говорит Игорь. Но этим словам ничего не противопоставлено. Значит, зритель так и будет считать?..
Особенно же хороша Хелена. Удивительно противная. Польский гонор на провинциальную наглость (кстати, большинство провинциалов её лишены), да на католическую спесь (хотя веры-то в ней нет). Даже любовь к котэку эту дамочку не украшает.
Словом, еще раз вам спасибо, спасибо, спасибо!..

Ольга Елисеева,
писатель, кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник ИРИ РАН,
редактор издательства «Авананта+» (Москва)

Творческая удача

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Отзыв на пьесу Р. Кошурниковой и Е. Феоктистова «СПАСИ и СОХРАНИ!»

      Имена Риммы Кошурниковой и Евгениея Феоктистова неотделимы для меня от имени Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, которая, собственно, и познакомила нас. Как и Ольга Рокотова, главная героиня пьесы «Спаси и сохрани», мы можем сказать о своем отношении к Великой Матушке: «…я в плену этой темы, этой личности».
      С авторами новой пьесы я впервые увиделась в 2008 году в Московском театре Русской драмы «Камерная сцена» (художественный руководитель М.Г. Щепенко) на IХ Всероссийском фестивале школьных театров. Оба были членами жюри фестиваля. А ровно через год, на юбилейном Х фестивале, посвященном памяти святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и 100-летию созданной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия, прекрасным подарком для Матушки Елисаветы стала пьеса Риммы Кошурниковой «Белый Ангел Москвы», написанная специально к юбилею обители для детей и подростков.
      Х фестиваль проходил в рамках программы Фонда Андрея Первозванного «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания». В рамках этой программы в Смоленске прошли I и II детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения «Белый Ангел России». Осенью 2011 г. здесь состоятся V чтения. А 26 января 2011 г. в театр на Рождественские чтения приезжала представительная делегация во главе с настоятелем кафедрального собора г. Смоленска протоиереем Михаилом Горовым, духовно окормляющим чтения. Главный библиотекарь Смоленской областной детской библиотеки имени И.С. Соколова-Микитова Елена Владимировна Маллер выступила с докладом «Работа православной кафедры и история проведения Областных детско-юношеских Свято-Елизаветинских чтений в Смоленске». Именно на этих чтениях я впервые увидела инсценировку, посвященную детству Елисаветы Феодоровны,  в исполнении детской театральной студии педагогического колледжа г. Смоленска (руководитель – Заслуженная артистка РФ Л. С. Лисюкова – играла тогда роль принцессы Алисы – матери Эллы).
      Тогда и появилась внутренняя уверенность в том, что может и должна быть написана пьеса о житии святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Очень долго я искала драматурга, способного создать подобное произведение. Этим драматургом стала Римма Викентьевна Кошурникова.
      На Х Всероссийском фестивале школьных театров в исполнении юных артистов подросткового клуба «Пилигрим» из Серпухова впервые был показан отрывок из спектакля «Белый Ангел Москвы». Эта пьеса, несомненно, будет со временем поставлена и в профессиональном взрослом театре. А пока она обрела жизнь лишь в художественном пространстве пьесы «Спаси и сохрани», которая была написана в период с 23 мая по 28 августа 2010 года. Тогда пьеса «Белый Ангел Москвы» существовала лишь в электронном виде (на сайте «Россия в красках») и частично в виде журнальной публикации (первая часть вышла в журнале «Мир детского театра»). За эту пьесу, посвященную Великой княгине Елизавете Федоровне, Римма Кошурникова награждена дипломом конкурса «Мы дети твои, Россия» и грамотой «За труды по духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодёжи», подписанной архиепископом Астанайским и Алматинским Александром (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский), который благословил публикацию и постановку пьесы.
      Будь моя воля, я представила бы скромно изданную за счет средств автора книжку «Белый Ангел Москвы», вышедшую небольшим тиражом осенью 2010 года, на соискание Патриаршей литературной премии вместе с новой пьесой «Спаси и сохрани», написанной Риммой Кошурниковой в соавторстве с Евгением Феоктистовым Это вполне логично, поскольку оба произведения посвящены одной теме – выбору человеком жизненного пути, речь идет о нравственности, его совести и личной ответственности за принятые решения, ибо за искушением, перед которым часто пасует человек, неизбежно следует расплата.
      Главная героиня этой пьесы актриса Ольга Рокотова играет роль Великой княгини Елисаветы Феодоровны в своем бенефисном спектакле и замечает сыну Игорю: «Когда читала пьесу, не предполагала, что это так близко меня коснется…»
      Еще не зная, что сын-католик потребует от нее перехода из Православия в католичество, она рассказывает ему о том, что подаренная ей икона Божьей Матери «Скоропослушница» особенно почиталась членами Дома Романовых. Царственные мученики до последних дней молились перед ней. Говорят, «Скоропослушница», та, что находится в Александро-Невской Лавре, писана на Афоне по заказу Великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны, старшей сестры последней Императрицы. Обе сестры приняли в России Православие, обе вместе с мужьями были зверски убиты большевиками (вместе с другими Романовыми Елизавету Федоровну живой сбросили в шахту под Алапаевском и закидали гранатами).  
      Но этому предшествовал долгий путь Великой княгини к истинной вере. Народная артистка России Ольга Николаевна Рокотова, готовясь к бенефису, репетирует пьесу «Белый Ангел Москвы», в которой рассказывается, что принять Православие Элла решила во время паломнической поездки по Святой земле. «Я более не могу лгать ни себе, ни моей прежней вере, оставаясь внешне протестанткой, а всей душой принадлежа Православной Церкви», – говорит Елисавета Феодоровна супругу. Почему она не сделала этого раньше? «Я боялась причинить боль своим родным. Боюсь, многие не поймут меня, осудят, поднимут крик. Но и эту муку нет более сил терпеть… Я решила написать им, моим дорогим, объяснить… понимаешь?».
      «Понимаю, – отвечает Великий князь Сергей Александрович. – Ты взваливаешь на свои плечи крест Христов. Но придется пройти через это, Элла, быть готовой к людским пересудам, сплетням, наветам. Но как обрадуются Император с Императрицей, когда узнают! <…> как я несказанно рад! Как долго я ждал этого, порой теряя всякую надежду. Благодарю тебя, родная моя! Иметь одну веру с тобой – такое счастье!..»
      Да, это великое счастье – иметь одну веру со своими родными. Я родилась в неверующей семье, где за всю нашу совместную с родителями жизнь я не слышала ни одной молитвы, ни одного святого имени, ни одного упоминания Бога или Богородицы (не считая, разумеется, выражений типа «Слава Богу!»). В семье мужа верующей была его бабушка. (Царство ей Небесное!) Может, по ее молитвам я и нашла свою дорогу к Храму? А вот муж уходил с этой дороги все дальше и дальше и уводил с нее нашу единственную дочь… И это длилось годами, пока наши пути не разошлись окончательно. Я осталась со Христом, но без семьи… И сколько таких распавшихся из-за религиозных разногласий семей? И все же счастливый финал пьесы «Спаси и сохрани» вселяет надежду на то, что Богу возможно все – помирить враждующих, вернуть под своды Храма своих заблудших овец, возродить угасшую любовь…
       Тема духовного подвига святой подвижницы Православия Елисаветы Феодоровны в новой пьесе «Спаси и сохрани» не является главной. Но она создает тот фон, на котором предельно остро и злободневно в очередной раз ставится вопрос об истинности православной веры. Именно эта тема стала главной в пьесе «Спаси и сохрани!» и то, как она раскрывается авторами, не может оставить равнодушным ни воцерковленного читателя и зрителя, ни неофита, а, возможно, и человека неверующего. Пьеса цепляет за душу, заставляет плакать, потому, что в наши дни в редкой семье царит полное взаимопонимание и согласие, если говорить о религиозных взглядах членов семьи.
      «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…», – говорит матери Игорь и тут же делает убившее ее признание: «…я принадлежу к католической церкви, возглавляемой Папой Римским. И должен вскоре уехать в Польшу, в университет, на факультет богословия… Из всех христианских конфессий католичество – самая древняя и многочисленная... И создана католическая церковь, как подтверждает Священное Писание, по завету Иисуса Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».  С юридической точки зрения Католическая Церковь – это абсолютная монархия во главе с Папой. Иными словами, она имеет единую всемирную организационную структуру, чем и обеспечивается ее наднациональный характер и определенная независимость по отношению к светской власти. Первым Папой был апостол Петр, а все последующие –  его преемники, духовные лидеры христианского мира».
      Игорь начинал свой путь к вере с Православной Церкви, будучи ещё студентом. Изучил церковно-славянский язык, пытался петь и читать на клиросе, прислуживал в алтаре, но «взаимной любви» не получилось, но почему, Игорь не объясняет. Его мать в разговоре с подругой Зиной обвиняет себя: «Игоря вырастили мои родители, я занималась своей карьерой, упивалась победами, званиями, наградами. И в том, что случилось, огромная моя вина. Я не сумела стать сыну другом». И вот сын стал католическим священником, а бал в его доме правит, по словам Ольги, «сатана в юбке» – жена Игоря, воровка и прелюбодейка…
      В пьесе мать под давлением сына-католика вынуждена предать свою веру. И это становится настоящей трагедией для актрисы, которой довелось сыграть роль англо-немецкой принцессы Эллы, вышедшей замуж за русского Великого князя Сергея Александровича Романова и сознательно перешедшей из протестантизма в православие.
      Вспомним, каким мучительным был этот переход, ведь горячо любимый ею отец – Великий Герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, не смотря на его огромную любовь к дочери, так и не дал ей свое благословение поменять веру. Верность религиозным догматам оказалась сильнее любви.
      А у Ольги Рокотовой победила любовь к сыну, и она ради его карьеры, ради его будущего стала католичкой. Однако Игорю она признается, что лишь по форме католичка: «Но душа моя полностью принадлежит, как и прежде, православию! И разрывается от боли – от необходимости лгать, притворяться, выкручиваться».
      Пьеса заканчивается Рождественским чудом – главная героиня возвращается в лоно Православной Церкви, ее внук после горячей молитвы к Богу получает исполнение своей просьбы – чтобы папа, мама и бабушка помирились. И этот финал напоминает сказку со счастливым концом.
      Увы, реальная жизнь гораздо трагичнее. У одних моих знакомых сын-студент в результате несчастного случая попал в реанимацию, выкарабкался, в больнице охотно причащался, так как за него молились все – и православные христиане (глубоко верующая бабушка и ее невоцерковленный сын), и мать парня – католичка. У супругов был даже порыв обвенчаться в православной церкви. Всю жизнь они живут в гражданском браке (даже без регистрации в ЗАГСе). Но потом все вернулось на круги своя – желания принять Православие у жены нет, и ее сын вновь охладел к затеплившейся было православной вере. Целый год Женя не учился из-за болезни, а сейчас учится в институте без энтузиазма, «болеет» компьютером, как вся современная молодежь, тянет из родителей деньги, грубит… Но на фоне другой семьи – это просто идиллия.
      Мою подругу-писательницу на днях выгнал из дома старший из трех сыновей. Избил ни за что, поменял в двери замок, и она не может забрать даже свои личные вещи. В этой семье – не просто религиозный конфликт, а настоящая религиозная война – не на жизнь, а на смерть: муж из Православия перешел в иудаизм, «обрезал» всех сыновей, занялся каббалой и задался целью сжить со света бывшую жену – православную христианку.
      Главная героиня пьесы «Спаси и сохрани» Ольга тоже уходит (к счастью, временно) из Православия, но в отличие от бывшего мужа моей подруги, не добровольно, а принудительно. Но финал пьесы символичен: в рождественскую ночь вся семья собирается в православном храме.
      Пьеса завершается словами отца Александра: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов. Да услышат эти слова те, кто мечется в семейных конфликтах, кто разрушает самое близкое и родное, – семью, созидаемую любовью… Да преклонит Господь милость свою к нам, грешным. Спаси и сохрани всех, Господи!..»
      На мой взгляд, и «Белый ангел Москвы», и «Спаси и сохрани» –  творческая удача соавторов Евгения Феоктистова и Риммы Кошурниковой. Обе пьесы заслуживают такой награды, как Патриаршая литературная премия. Обе они будут востребованными читателем и как художественное произведение, и как опыт миссионерства в литературе.

Ирина Ахундова,
кандидат филологических наук,
член Союза журналистов Москвы,
ведущий специалист Фонда Андрея Первозванного

Возрождение традиции

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Такая пьеса необходима в репертуаре современного театра!
(о пьесе «Спаси и сохрани!» Р.Кошурниковой и Е.Феоктистова)

      Современный театр почти не знает, не касается пьес религиозной, православной, в частности, тематики. Надо начинать создавать эту традицию. Классика здесь, безусловно, должна занять главное место. Однако без современных пьес этого не сделать. Драма «Спаси и сохрани!» - одна из первых пьес, в которой авторы бесстрашно пытаются поставить, как минимум, три сложнейших проблемы: путь человека к Богу; выбор конфессии как главный поворот жизни, проверка таких понятий, как любовь и жертвенность (более привычно для театра подходить к «проблеме нравственного выбора» с бытовой точки зрения). Третью проблему можно определить как опамятование. Это наши отношения с прошлым, восстановление, возрождение, возврат главного, что собирает слабого, распыленного человека, придает его жизни смысл и цель. Следовательно – собирает и «стадо», преобразуя «массу масс» в сильное целое. Возврат главного, то есть, возврат Веры как основы сильной единой нации. Это – линия «пьесы в пьесе» - образ Великой княгини Елизаветы Федоровны, ее выбор православия и служения «неродной Родине».
      В этой попытке авторов в одной пьесе совместить все разом – вижу просчет: каждая из указанных проблем могла бы стать центром отдельной пьесы (реплика Е.С. объясняется тем, что она не читала «Белый ангел Москвы»).  Но театр - и просчет может обратить на пользу общего дела и дать свежее дыхание сценическому искусству.
      Перед нами тот не редкий в современной драматургии случай, когда «перегруз» драматургического материала провоцирует профессиональные навыки, интуицию, ассоциативное мышление режиссера (такую пьесу может поставить «с чувством, с толком, с расстановкой» только тот, «кто работает Богу», а не мирским заботам). И тогда он, в работе с актерами (соборно), что-то выдвинет на самый первый план, что-то даст фоном, что-то вообще сократит.
      Пьеса ставит некоторые вопросы, важные для формирования репертуара православного театра (театра православных художников) в целом. Их рано или поздно решать придется, но это действительно – в будущем.
      Для настоящего. Вижу в пьесе один кардинальный «сдвиг»: православие возвышается за счет унижения католичества. Виноват в этом образ Хелены. Отвратительная католичка, злодейка, хамка, потребительница, воровка, человеконенавистница, потаскуха и т.п. В ее любовь к сыну Стасику не верится. Что ее – исчадие ада – полюбил Игорь, тоже слабо верится. Тут такой явный «пережим», что обнажается «здание»: если католички такие, то католичество – фальшь. Надо ли так? И даже польский акцент «работает» на эту установку. Что, кстати, утяжеляет и без того многоразговорную пьесу (дается польское выражение и тут же русский перевод). Однако и такую «отрицательность» режиссер может в спектакле откорректировать.
      Имею в виду следующее. Слава Богу, кажется, прошла пора, когда образ священника окарикатурировался, унижался, зло пародировался. Но как показывать на сцене, как играть «образ священника», пока неясно. В пьесе «Спаси и сохрани!» есть образ духовника. Он здесь немножко какой-то елейно-сказочный. Но, думаю, несмотря на еще дореволюционную традицию запрета (церковная цензура вообще не разрешала – или требовались усилия, чтобы получить разрешение изображать «церковное» на сцене), показывать на сцене, выводить на сцену священнослужителей необходимо. Тому есть много причин, о которых стоит поговорить отдельно. Тут начало уже положено. Впервые, в спектакле им. Маяковского «Карамазовы» (реж. С.Арцибашев), И.Охлупин сыграл старца Зосиму внятно - и с религиозных позиций, и художественно убедительно. В пьесе В.Малягина «Отец Арсений» вообще впервые в современном театре создана «апология монаха» (играл В.Заманский).
      О.Александр, духовник Ольги, в пьесе «Спаси и сохрани!» продолжает этот ряд, и эпизод их встречи (конец первого акта) – это едва ли, на мой взгляд, не главная сцена. Это должно быть крупнее, мощнее, что могут сделать на сцене только актер и актриса. Центральное место принадлежит духовнику. Не только этому, конкретному. Иными словами, тут нужно обобщение, укрупнение образа, если угодно – символизация его. А это опять - во власти режиссера.
      Второй момент. В пьесе много молитв. Много Евангельских цитат. Дело не в их количестве. Этого нельзя просто добавлять в текст, нужна мера. Как сыграть это органично? Как вообще вводить этот пласт в игровую – никуда от этого не деться – природу театра? Если прямолинейно – достигнем обратного результата, отторжения. Проблема. Возможно, это будет «закадровый» голос. Возможно, это будет какой-то специальный сильно действующий режиссерский прием. Я знаю пока только одну удачную попытку введения «театральной молитвы»: это 90-е годы, спектакль в Саратове «Белая гвардия» (реж. А.Дзекун), когда вся декорация резко «отрубалась» занавесом, и Елена, выходив на авансцену, молилась куда-то вверх и в угол, просила Богородицу о спасении Алексея Турбина.
      Резюмирую. Артистам в этой пьесе есть что играть. И с точки зрения быта, т.е. внешний ряд (различные психологические состояния и переходы), и с точки зрения главной внутренней линии: искушение – расплата – раскаяние. Собственно – пьеса о предательстве и покаянии. Тут не только – блудные дочери. Тут – блудные сыновья. Поэтому не случаен в финале образ сына – Стасика рядом с православным священником. Вся нагрузка на образ матери (Ольги) и сына (Игоря), на способности театра показать, помимо бытовых связей, отношения Матери и Сына; показать то, что человек опомнился и решил возвратиться к Богу. И в этом – спасение!..
      
Елена Ивановна Стрельцова,
театральный критик, кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник ГИИ (Государственного института искусствознания),
член Чеховской комиссии РАН.

Пьеса-проповедь

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Отзыв на пьесу «Спаси и сохрани!»
(авторы: Е. Феоктистов и Р. Кошурникова)


Добрый день, уважаемые авторы!

Углубился в вашу пьесу «Спаси и сохрани!».
Считаю, что это весьма полезная вещь: Вы, фактически, постарались осветить самые разные фрагменты жизни общества с точки зрения православия — от поведения  в пост до отношения к искусству. Получилась своего рода пьеса-проповедь, пьеса-миссионерское делание. Этого, по-моему, сейчас не хватает. Порадовался по поводу концовки — со Стасом, Хеленой и о. Александром.
Полагаю, в целом вышло весьма удачно. Могу поздравить вас с творческой удачей, но ума не приложу, где это может быть поставлено. Ведь это полномасштабная, и даже несколько длиннее обычного сделанная пьеса. Трудно будет найти постановщиков... Но да поможет вам Господь!..

С уважением,
Дмитрий Володихин,
историк, д.и.н.; доцент МГУ; писатель, литературный критик, издатель;
Председатель Карамзинского Клуба;
Председатель Координационного Совета Лиги консервативной журналистики;
Член Центрального Совета Движения «Народный Собор»;
Член Палаты попечителей Патриаршей литературной премии
им. Равноапостольных Кирилла и Мефодия

Остановиться и задуматься...

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Отзыв на пьесу Р. Кошурниковой и Е. Феоктистова «Спаси и сохрани!»

      К театру я имел отношение с детства. Мало, что рос в семье драматургов, даже сам попробовал сочинять пьески про своих любимых героев сказок. Однако так вышло, что я стал прозаиком. Честно говоря, никогда не думал, что пьесы могут вызывать интерес не только на сцене, но даже при чтении.
      Однако, когда мне в руки попала пьеса «Спаси и сохрани!», пришлось изменить свое мнение. Я прочитал пьесу на одном дыхании, не отрываясь. В какой-то момент возникло ощущение «дежа вю». Будто все это — события, люди — мне знакомы, может быть, даже я в какой-то мере принимал в них участие. Во всяком случае, персонажи пьесы — и «плохие», и «хорошие» — оказались настолько яркими, выпуклыми, живыми, что я не заметил, как начал сопереживать им! Поверьте, это сегодня очень редко происходит при чтении литературных, а тем более драматических произведений — говорю со всей ответственностью, потому что сам работаю в издательстве.
      Но главное, пьеса поразила меня своей своевременностью! Сейчас, когда осыпаются последние хилые опоры нравственного патриотизма, когда большинству людей стало наплевать на то, что происходит рядом, в соседнем доме, квартире, семье, а круг интересов сузился до почти животных инстинктов и мечтаний, когда равнодушие стало почти нормой, а личные достижения — целью жизни, появление таких произведений, как «Спаси и сохрани!» можно в полной мере назвать знаковыми, символическими, даже пророческими. Во всяком случае, они сегодня очень нужны! Всем нам. Чтобы не оскотиниться вконец, не уподобиться тварям дрожащим, но найти в себе силы взглянуть в завтрашний день и спросить себя: хочешь ли ты дожить до него? Хочешь ли ты, чтобы он был у твоих детей? Тогда самое время остановиться и задуматься, оглянуться вокруг и протянуть руку ближнему!..

Дмитрий Федотов,
заведующий редакцией художественной литературы издательства «Вече» (Москва);
член-корреспондент Академии русской литературы;
член Союза писателей России.

«Глоток свежего воздуха...»

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

ОТЗЫВ НА ПЬЕСУ «СПАСИ И СОХРАНИ»
(авторы: Римма Кошурникова и Евгений Феоктистов)

    Первое ощущение по прочтении – глоток свежайшего воздуха в нашей духоте запущенной общественной жизни, глоток надежды на возвращение от духоты к духовности. Причем, исполнена пьеса (прошу прощения за это театральное определение) вполне по законам К. Станиславского – живые образы, психологически оправдано появление каждого персонажа и развитие его по законам Жизни, замысленной Им, Единственным. Не берусь судить с точки зрения верности богословия, не считая себя достаточно компетентным. Но, думается, благословение высокого пастыря подтверждает, что и с этой точки зрения содержание пьесы работает на возрождение той духовности, которой мы были лишены много десятилетий и которая всё-таки пробивает себе дорогу, несмотря на царящую в большинстве СМИ «мерзость запущения».
    И насколько же многослойна пьеса! Как много рождает ассоциаций, сравнений с нашей действительностью, недавней и рождаемой на глазах… Профессиональная «лицедейка», настоящая актриса по призванию и дарованию, народная артистка страны – она переиграла десятки ролей королев, но верно служила доктрине недавнего безбожного режима (неслучайно же партсекретарь театра и член горкома партии). Ей в тысячу раз труднее переломить себя и найти свою дорогу к Богу. Понятно, что только такая трагедия, как исчезновение сына, могла потрясти ее душу, заставить задуматься о смысле жизни. И как же силён, неистребим материнский природный инстинкт! Ради сына она пришла к Богу. И он откликнулся, вернул заблудшего сына. И – новое испытание: вернуть-то вернул, но путями неисповедимыми. Сын-физик раньше её понял, что бессильна наша земная «наука» раскрыть подлинные тайны Промысла Божия, обратился к религии. Но – католической, вполне убедительно, на первый взгляд, доказывая матери, что католическое вероисповедание – первое и наиболее многочисленное по числу сторонников христианское. В пьесе не раскрывается суть противоречий между различными ветвями христианства, просто красота нашей православной религии доказывается вполне театральными средствами – ссылкой на пример святой Елисаветы, основательницы Марфо-Мариинской обители, роль которой и призвана сыграть актриса Ольга Рокотова после своего духовного перерождения.
    Здесь уместно вспомнить, что авторы не случайно вводят (косвенно) упоминание о подвиге этой святой великомученицы: ведь ей тоже довелось менять вероисповедание своих родителей, познав всю красоту православия. Ей посвящена более ранняя – и тоже высоко духовная пьеса Р.В. Кошурниковой «Белый ангел Москвы». Уже в той пьесе видно, как же трудно истинно верующему в Бога человеку менять даже формы исповедания того же Единого Бога, Вседержителя…
    Действие пьесы «Спаси и сохрани» развивается театрально стремительно, закручено тугой спиралью. Ведь у актрисы Ольги Рокотовой не случайно подруга на всю жизнь Зина – такой же продукт безбожной эпохи, комсомольский деятель, которая и в бизнес-то пошла не по велению сердца, а по указке своей организации. Зина – один из самых замечательных образов пьесы: живая, энергичная, остроумная, владеющая русским языком и на уровне современного сленга (когда надо, в том числе и театрального), и на глубоком духовном уровне молитв и поучений православных святых. Правда, напоминают её появления и классический приём античного театра («Бог из машины») в смысле развязывания всяческих сложных житейских узлов. Но всё так логично обосновано, что просто видишь второй пласт: а есть ведь, кроме любви, плотской или духовной, ещё и дружба, настоящая дружба женская, без ревности или зависти. Или этот так же вид любви?
    Надо же, как тактично и остро щемяще отражена в пьесе наша общая боль трёх славянских народов – трагедия Чернобыля! Мне приходилось работать над книгами о людях, участвовавших в ликвидации последствий этой катастрофы. И, может, лучше других воспринял я тоску о покидаемой родине Нади, слава Богу, ощутившей счастье материнское, и героический отказ от личного женского счастья Зины, которая уж точно знала, что не может любимому (или хотя бы любящему) человеку подарить счастье продолжения рода…
    А знаете, наверное, Зина глубоко права в осознании того, что и дела её в бизнесе идут успешно, что помогает Бог в благих её начинаниях. Эта мысль как-то сама собой возникает, когда дочитываешь пьесу.
    Наверное, самый глубинный слой пьесы – терзание матери, ради счастья сына идущей не только на любые материальные жертвы, но на грех перемены только что обретённого в душевных терзаниях православия. Тем более что перед глазами у неё далеко не самый светлый образ католички Хелены, супруги её потерявшегося на несколько лет сына Игоря. Впрочем, подобных Хелен и в нашей «обновлённой» на западный покрой России – пруд пруди! Яркая жертва потребительски-обывательской психологии, готовой на преступление ради корысти, внешнего благополучия… Можно бы безоговорочно осудить её, если бы не одно «но»… Не обделена ведь и она чувством материнской любви. Финал пьесы оставляет (хотя и небольшие) надежды и на её перерождение – ради сына, если мужем она уж нисколько не дорожит.
    И в этой разнице любви материнской: глубоко духовной и готовой на жертвы (Ольга) – и отношения к сыну с точки зрения потребителя (сыт, одет, здоров, учится в престижной гимназии и т.п.) мне видится опять-таки торжество православия: прежде всего забота о душе, о смысле жизни.
    Образ Игоря показался мне несколько схематичным. Я же не знаю, почему он пришёл к Богу именно через католичество. Если ради любви (поражающей как молния) к Хелене, то почему избрал дорогу священника и вынуждает ради учёбы в католическом университете родную мать идти на жертвы? Хотя… в конце концов, разве Н.В. Гоголь объяснял развёрнуто причину измены младшего сына Тараса Бульбы? Пьеса – не роман. Может, как-то подталкивала к этому Хелена ради казавшейся ей красивой жизни католического священника? И в то же время – есть где развернуться актёру, который возьмётся за эту роль: сложное переплетение любви к матери, сыну, к грешнице-жене, не постеснявшейся признаться в своей измене и мошенничестве…
    В самом появлении такой пьесы, где бытовые узнаваемые реалии тесно переплетены с высокими духовными мотивами, кажется мне знамением времени. И так хочется увидеть эту пьесу на сцене! Убеждён, что она многих заставит, как минимум, задуматься о сложности жизни и сокровенном её смысле. А кому-то просто поможет найти дорогу к Храму…

Валентин СВИНИННИКОВ,
член Союза писателей России, кандидат философских наук,
член-корреспондент Международной академии информатизации,
первый заместитель редактора журнала «Честь Отечества».

«Богу – богово, Кесарю – кесарево»

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Отзыв на пьесу Е. Феоктистова и Р. Кошурниковой «Спаси и сохрани!»

      «Богу – богово, Кесарю – кесарево». Мы настолько привыкли отделять религию от повседневной жизни, что забыли простую вещь: законы мироздания, данные человечеству через Иисуса Христа и его апостолов две тысячи лет назад, были, по сути, «инструкцией» по выживанию в этом мире.
      Авторы пьесы «Спаси и сохрани» ставят перед собой труднейшую и серьезнейшую задачу – показать, как реализуются в жизни человеческой божественные законы. И, на мой взгляд, авторам это удалось просто блестяще.
      За грехи родителей расплачиваются дети. И кажется вполне закономерным, что у беспринципной женщины, с легким сердцем выселяющей стариков из квартир ради наживы, тяжело заболевает ребенок.
      Но другая героиня пьесы тоже страдает, хотя, на первый взгляд, не нарушает божественных заповедей. Она просто предает свою веру, переходя из православия в католичество по просьбе сына, мечтающего сделать карьеру священника. Душой она чувствует, что совершает трагическую ошибку, но закрывает глаза на все. Родительская любовь может быть святой, а может стать страшным оружием, разрушающим судьбу и жизнь ребенка, если она слепа - слепа и глуха к Божественным заповедям...
      Но как понять эти простые, казалось бы, истины нам, родившимся и выросшим в атмосфере атеизма? В обществе, только-только начинающем обращаться к вере, которое в этом отношении похоже пока на ребенка, для которого церковь – это красивые картины, свечки и запах ладана? Настоящая литература не дает ответов. Она лишь помогает правильно сформулировать вопрос и предлагает направление поисков.
      Кто-то из героев пьесы – совсем как в реальной жизни! – делает только первые шаги на этом пути, кто-то идет уже давно, но ниточки человеческих судеб выходят в итоге на одну общую для всех дорогу – веру в Бога.

Карина Тимонина, критик и переводчик, член Союза писателей России