Творческая удача

Автор: Админ. Опубликовано в Спаси и сохрани!

Отзыв на пьесу Р. Кошурниковой и Е. Феоктистова «СПАСИ и СОХРАНИ!»

      Имена Риммы Кошурниковой и Евгениея Феоктистова неотделимы для меня от имени Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, которая, собственно, и познакомила нас. Как и Ольга Рокотова, главная героиня пьесы «Спаси и сохрани», мы можем сказать о своем отношении к Великой Матушке: «…я в плену этой темы, этой личности».
      С авторами новой пьесы я впервые увиделась в 2008 году в Московском театре Русской драмы «Камерная сцена» (художественный руководитель М.Г. Щепенко) на IХ Всероссийском фестивале школьных театров. Оба были членами жюри фестиваля. А ровно через год, на юбилейном Х фестивале, посвященном памяти святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и 100-летию созданной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия, прекрасным подарком для Матушки Елисаветы стала пьеса Риммы Кошурниковой «Белый Ангел Москвы», написанная специально к юбилею обители для детей и подростков.
      Х фестиваль проходил в рамках программы Фонда Андрея Первозванного «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания». В рамках этой программы в Смоленске прошли I и II детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения «Белый Ангел России». Осенью 2011 г. здесь состоятся V чтения. А 26 января 2011 г. в театр на Рождественские чтения приезжала представительная делегация во главе с настоятелем кафедрального собора г. Смоленска протоиереем Михаилом Горовым, духовно окормляющим чтения. Главный библиотекарь Смоленской областной детской библиотеки имени И.С. Соколова-Микитова Елена Владимировна Маллер выступила с докладом «Работа православной кафедры и история проведения Областных детско-юношеских Свято-Елизаветинских чтений в Смоленске». Именно на этих чтениях я впервые увидела инсценировку, посвященную детству Елисаветы Феодоровны,  в исполнении детской театральной студии педагогического колледжа г. Смоленска (руководитель – Заслуженная артистка РФ Л. С. Лисюкова – играла тогда роль принцессы Алисы – матери Эллы).
      Тогда и появилась внутренняя уверенность в том, что может и должна быть написана пьеса о житии святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Очень долго я искала драматурга, способного создать подобное произведение. Этим драматургом стала Римма Викентьевна Кошурникова.
      На Х Всероссийском фестивале школьных театров в исполнении юных артистов подросткового клуба «Пилигрим» из Серпухова впервые был показан отрывок из спектакля «Белый Ангел Москвы». Эта пьеса, несомненно, будет со временем поставлена и в профессиональном взрослом театре. А пока она обрела жизнь лишь в художественном пространстве пьесы «Спаси и сохрани», которая была написана в период с 23 мая по 28 августа 2010 года. Тогда пьеса «Белый Ангел Москвы» существовала лишь в электронном виде (на сайте «Россия в красках») и частично в виде журнальной публикации (первая часть вышла в журнале «Мир детского театра»). За эту пьесу, посвященную Великой княгине Елизавете Федоровне, Римма Кошурникова награждена дипломом конкурса «Мы дети твои, Россия» и грамотой «За труды по духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодёжи», подписанной архиепископом Астанайским и Алматинским Александром (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский), который благословил публикацию и постановку пьесы.
      Будь моя воля, я представила бы скромно изданную за счет средств автора книжку «Белый Ангел Москвы», вышедшую небольшим тиражом осенью 2010 года, на соискание Патриаршей литературной премии вместе с новой пьесой «Спаси и сохрани», написанной Риммой Кошурниковой в соавторстве с Евгением Феоктистовым Это вполне логично, поскольку оба произведения посвящены одной теме – выбору человеком жизненного пути, речь идет о нравственности, его совести и личной ответственности за принятые решения, ибо за искушением, перед которым часто пасует человек, неизбежно следует расплата.
      Главная героиня этой пьесы актриса Ольга Рокотова играет роль Великой княгини Елисаветы Феодоровны в своем бенефисном спектакле и замечает сыну Игорю: «Когда читала пьесу, не предполагала, что это так близко меня коснется…»
      Еще не зная, что сын-католик потребует от нее перехода из Православия в католичество, она рассказывает ему о том, что подаренная ей икона Божьей Матери «Скоропослушница» особенно почиталась членами Дома Романовых. Царственные мученики до последних дней молились перед ней. Говорят, «Скоропослушница», та, что находится в Александро-Невской Лавре, писана на Афоне по заказу Великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны, старшей сестры последней Императрицы. Обе сестры приняли в России Православие, обе вместе с мужьями были зверски убиты большевиками (вместе с другими Романовыми Елизавету Федоровну живой сбросили в шахту под Алапаевском и закидали гранатами).  
      Но этому предшествовал долгий путь Великой княгини к истинной вере. Народная артистка России Ольга Николаевна Рокотова, готовясь к бенефису, репетирует пьесу «Белый Ангел Москвы», в которой рассказывается, что принять Православие Элла решила во время паломнической поездки по Святой земле. «Я более не могу лгать ни себе, ни моей прежней вере, оставаясь внешне протестанткой, а всей душой принадлежа Православной Церкви», – говорит Елисавета Феодоровна супругу. Почему она не сделала этого раньше? «Я боялась причинить боль своим родным. Боюсь, многие не поймут меня, осудят, поднимут крик. Но и эту муку нет более сил терпеть… Я решила написать им, моим дорогим, объяснить… понимаешь?».
      «Понимаю, – отвечает Великий князь Сергей Александрович. – Ты взваливаешь на свои плечи крест Христов. Но придется пройти через это, Элла, быть готовой к людским пересудам, сплетням, наветам. Но как обрадуются Император с Императрицей, когда узнают! <…> как я несказанно рад! Как долго я ждал этого, порой теряя всякую надежду. Благодарю тебя, родная моя! Иметь одну веру с тобой – такое счастье!..»
      Да, это великое счастье – иметь одну веру со своими родными. Я родилась в неверующей семье, где за всю нашу совместную с родителями жизнь я не слышала ни одной молитвы, ни одного святого имени, ни одного упоминания Бога или Богородицы (не считая, разумеется, выражений типа «Слава Богу!»). В семье мужа верующей была его бабушка. (Царство ей Небесное!) Может, по ее молитвам я и нашла свою дорогу к Храму? А вот муж уходил с этой дороги все дальше и дальше и уводил с нее нашу единственную дочь… И это длилось годами, пока наши пути не разошлись окончательно. Я осталась со Христом, но без семьи… И сколько таких распавшихся из-за религиозных разногласий семей? И все же счастливый финал пьесы «Спаси и сохрани» вселяет надежду на то, что Богу возможно все – помирить враждующих, вернуть под своды Храма своих заблудших овец, возродить угасшую любовь…
       Тема духовного подвига святой подвижницы Православия Елисаветы Феодоровны в новой пьесе «Спаси и сохрани» не является главной. Но она создает тот фон, на котором предельно остро и злободневно в очередной раз ставится вопрос об истинности православной веры. Именно эта тема стала главной в пьесе «Спаси и сохрани!» и то, как она раскрывается авторами, не может оставить равнодушным ни воцерковленного читателя и зрителя, ни неофита, а, возможно, и человека неверующего. Пьеса цепляет за душу, заставляет плакать, потому, что в наши дни в редкой семье царит полное взаимопонимание и согласие, если говорить о религиозных взглядах членов семьи.
      «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…», – говорит матери Игорь и тут же делает убившее ее признание: «…я принадлежу к католической церкви, возглавляемой Папой Римским. И должен вскоре уехать в Польшу, в университет, на факультет богословия… Из всех христианских конфессий католичество – самая древняя и многочисленная... И создана католическая церковь, как подтверждает Священное Писание, по завету Иисуса Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».  С юридической точки зрения Католическая Церковь – это абсолютная монархия во главе с Папой. Иными словами, она имеет единую всемирную организационную структуру, чем и обеспечивается ее наднациональный характер и определенная независимость по отношению к светской власти. Первым Папой был апостол Петр, а все последующие –  его преемники, духовные лидеры христианского мира».
      Игорь начинал свой путь к вере с Православной Церкви, будучи ещё студентом. Изучил церковно-славянский язык, пытался петь и читать на клиросе, прислуживал в алтаре, но «взаимной любви» не получилось, но почему, Игорь не объясняет. Его мать в разговоре с подругой Зиной обвиняет себя: «Игоря вырастили мои родители, я занималась своей карьерой, упивалась победами, званиями, наградами. И в том, что случилось, огромная моя вина. Я не сумела стать сыну другом». И вот сын стал католическим священником, а бал в его доме правит, по словам Ольги, «сатана в юбке» – жена Игоря, воровка и прелюбодейка…
      В пьесе мать под давлением сына-католика вынуждена предать свою веру. И это становится настоящей трагедией для актрисы, которой довелось сыграть роль англо-немецкой принцессы Эллы, вышедшей замуж за русского Великого князя Сергея Александровича Романова и сознательно перешедшей из протестантизма в православие.
      Вспомним, каким мучительным был этот переход, ведь горячо любимый ею отец – Великий Герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, не смотря на его огромную любовь к дочери, так и не дал ей свое благословение поменять веру. Верность религиозным догматам оказалась сильнее любви.
      А у Ольги Рокотовой победила любовь к сыну, и она ради его карьеры, ради его будущего стала католичкой. Однако Игорю она признается, что лишь по форме католичка: «Но душа моя полностью принадлежит, как и прежде, православию! И разрывается от боли – от необходимости лгать, притворяться, выкручиваться».
      Пьеса заканчивается Рождественским чудом – главная героиня возвращается в лоно Православной Церкви, ее внук после горячей молитвы к Богу получает исполнение своей просьбы – чтобы папа, мама и бабушка помирились. И этот финал напоминает сказку со счастливым концом.
      Увы, реальная жизнь гораздо трагичнее. У одних моих знакомых сын-студент в результате несчастного случая попал в реанимацию, выкарабкался, в больнице охотно причащался, так как за него молились все – и православные христиане (глубоко верующая бабушка и ее невоцерковленный сын), и мать парня – католичка. У супругов был даже порыв обвенчаться в православной церкви. Всю жизнь они живут в гражданском браке (даже без регистрации в ЗАГСе). Но потом все вернулось на круги своя – желания принять Православие у жены нет, и ее сын вновь охладел к затеплившейся было православной вере. Целый год Женя не учился из-за болезни, а сейчас учится в институте без энтузиазма, «болеет» компьютером, как вся современная молодежь, тянет из родителей деньги, грубит… Но на фоне другой семьи – это просто идиллия.
      Мою подругу-писательницу на днях выгнал из дома старший из трех сыновей. Избил ни за что, поменял в двери замок, и она не может забрать даже свои личные вещи. В этой семье – не просто религиозный конфликт, а настоящая религиозная война – не на жизнь, а на смерть: муж из Православия перешел в иудаизм, «обрезал» всех сыновей, занялся каббалой и задался целью сжить со света бывшую жену – православную христианку.
      Главная героиня пьесы «Спаси и сохрани» Ольга тоже уходит (к счастью, временно) из Православия, но в отличие от бывшего мужа моей подруги, не добровольно, а принудительно. Но финал пьесы символичен: в рождественскую ночь вся семья собирается в православном храме.
      Пьеса завершается словами отца Александра: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов. Да услышат эти слова те, кто мечется в семейных конфликтах, кто разрушает самое близкое и родное, – семью, созидаемую любовью… Да преклонит Господь милость свою к нам, грешным. Спаси и сохрани всех, Господи!..»
      На мой взгляд, и «Белый ангел Москвы», и «Спаси и сохрани» –  творческая удача соавторов Евгения Феоктистова и Риммы Кошурниковой. Обе пьесы заслуживают такой награды, как Патриаршая литературная премия. Обе они будут востребованными читателем и как художественное произведение, и как опыт миссионерства в литературе.

Ирина Ахундова,
кандидат филологических наук,
член Союза журналистов Москвы,
ведущий специалист Фонда Андрея Первозванного