Дневник молодой мамы

Автор: Админ. Опубликовано в Хочу все знать

ДНЕВНИК МОЛОДОЙ МАМЫ
(публикуется с согласия героини, доброй моей знакомой)

      Решила вести дневник… Я вышла замуж. 22 февраля отметили с мужем 3-ю годовщину нашей совместной жизни. У нас есть сынишка. Ходила очень тяжело, есть могла только яблоки и только,лежа. Стоял вопрос даже о прерывании беременности. Но я об этом не желала и слушать! Вторую половину несколько раз лежала на сохранении, но - слава Господи, все обошлось!..  Летом два месяца провела на даче, на берегу Басандайки, гуляла, читала, шила, вышивала распашонки. Хорошо!.. И вот — Димка: 3750 кг и 53 см!.. С густыми русыми волосиками!.. Так что, не зря старалась. Потом было много всего: мастит, обострение старой болячки… Но молоко не пропало, молочко он мое пил до года, и еще бы не отказался, но бабушка сказала: «Хватит, и так мать замучил!» Пусть сам ест, зубов полон рот!»
      Пошел самостоятельно Димушка в 10 месяцев, но еще долго, когда нужно было быстро добраться до цели, предпочитал четвереньки. И проблем прибавилось. В рот отправляется все, что найдут его шустрые ручонки: золу, хозяйственное мыло, кошачью еду…
      Очень любит рассматривать и листать книжки. Одна книга почему-то пользуется особой любовью – «Книга о вкусной и здоровой пище». А еще необъяснимая страсть к газетам: хватает и тащит в рот, жует с видимым удовольствием. Дед в этом видит особый знак…
      Сейчас Димочке исполнилось 1,6 месяцев, и собственно писать теперь буду о нем. Очень жалею, что не сделала этого раньше: многое уже забылось.
      Что Димушка умеет сейчас?.. Во-первых, совершенно определенно называет предметы и тех, к кому обращается: «Мама, на!», «Баба, бамма (банка)», «Папа, пу! (машина)», «Деда, ко-ко! (Книга о вкусной и здоровой пище, которую он очень любит разглядывать). При этом очень богатая интонация, особенно в вопросительных, отрицательных  и восклицательных предложениях.
      «Эт на!» (Это надо, кивает головой). «Эт нна!» (Это не надо, и машет ручкой).
      «Пулля-ля!» (Все, что разбилось, сломалось, разорвалось, и смеется).
      «Ты на!» — просьба что-то для него сделать, помочь.
      «Оп, ля!» — говорит, когда отец или дед его подкидывает, или когда он балуется во время купания, разбрызгивая воду ручками.
      «Нека!»  (Нет!). «Дам!» (требование: дай!).
      Всех животных называет так, какие звуки они издают. «Ав-ав!» (собака), «Мя-я!» (кошка), «Мм-уу!» (корова) и т.д. Всех людей, независимо от возраста, называет по имени: «Вова, Нина, Маня, Таня…» Себя именует — «Мима» (Дима).
      

      12.03.
      Прогресс: называет себя «Ди-ма»! Обязательно по складам. Очень хорошо знает, как пишется его имя. Называет правильно предметы: нога, лапа, тапа (ботиночки, тапочки). Говорит: яма, изюм, сег (снег).
      Начинает изменять падежные окончания, делает это самостоятельно: «много дядев», «много баммов». Пытается составлять двусложные предложения, но слов не хватает, поэтому варьирует, добавляя уже известные: «ма», «много», «ашая» (большая), «еще» и пр.
      Декламирует, например: «тетя-дядя, тетя-дядя» или «папа-мама, папа-мама»…
      Заметно, как Дима взрослеет. Теперь его уже можно уговорить, и Димка не плачет, когда его умывают и даже, когда ему моют головку.
      Попка у него одушевленное существо. Когда пукнет, то смеется и говорит: «Попка, пук!»
      Димка ничего не боится. Для него превеликое удовольствие кататься на плечах или спине кого-нибудь, при этом он непременно восклицает: «Но-но!» Все слова выговаривает мягко, тщательно выделяя гласные.
      
      27.04.
      Димочка становится взрослым человеком, может уже рассказать, что он видел, или что делает кто-то. Например: «Мама, Дима гуляк длекоо» (мама и Дима ходили гулять далеко).
      — А что ты видел, когда гуляли?
      — А пу!.. Тали, сини, ашие. Много пу! (Машины старые, синие, большие. Много машин).
      Рассказывает всегда взахлеб, очень быстро, с выражением. Когда взлетел Гагарин, показали ему портрет Гагарина, рассказали, кто это. Потом Димка всем говорил: «Дядя Гагань там!» (и показывал пальчиком на журнал).
      По слогам может повторить почти все. Играет только машинами, просто — страсть какая-то.
      
      17.09.
      Совершенно свободно Димка начал изъясняться в 1 год и 10 месяцев. Это сразу бросилось в глаза, когда мы вернулись из отпуска через месяц. Лето с бабушкой он жил в Городке на даче и очень окреп. Пристрастился к воде, понравилось ему плавать, и теперь воды совсем не боится. Там произошел ужасный случай. Однажды, когда они были на озере «Нестоянка», бабушка заговорилась с соседкой, Димка самостоятельно решил поплавать. Нырнул и угодил головой в тину! Бабушка выдернула его за ножки и ужаснулась: «ни глаз, ни рожи», что называется. Все лицо залеплено песком и тиной. Еле его отмыла, но Димка даже не плакал!
      В Городке, общаясь с ребятишками, пополнил свой словарный запас, научился ругаться и теперь всех называет «дураками», не зависимо от пола.
      «Ты нехаесяя! (нехорошая)» — говорит он бабушке, обидевшись. Димке за это попадает, внушают, что так говорить нельзя и ставят в угол подумать. Думает он недолго, просит прощения, но тут же об этом забывает и снова оказывается в углу.
      Появляется логическое мышление. Например, он слышал, как во дворе соседка, ругает свою внучку за то, что она слишком быстро бегает. И вот, когда они с отцом были на мичуринском участке, Димка, увидев, как с горы несется велосипедист, небрежно роняет: «Сумасетсий!»  Папа, конечно, был в ауте…
      Или еще. Стою перед трюмо, накинув на плечи новую ткань, кручусь, разглядываю себя. Димка, наблюдая за моими манипуляциями, уточняет: «Мама, ты — мода?» Он часто листает мои модные журналы и, наверное, изучил позы манекенщиц.
      Одеваю его на прогулку. На Димке — свитер и пальто, под шапочку надет платок, но кончики некрасиво торчат, и я предлагаю закрыть их шарфом. Димка протестует:
      — Не надо! Так модно! — он запомнил, что отец, надевая свитер, оставляет верхнюю пуговицу пальто или куртки не застегнутой, считая, что это придает ему элегантность.
      
      20.09.
      Очень любит рисовать и донимает всех просьбами: «Наисовай масиньку! Пазясьта!» (Нарисуй, пожалуйста, машинку). Рисует и сам, лучше всего у него получается пыль, которую поднимают машины на дороге. Все цвета знает, называет без запинки.
      Искренне верит, что если подуть на ушиб, то все проходит. Ручки моет сам, требует, чтобы кран открывали не сильно: «помаеничку». Невозможно передать всю прелесть его разговоров.
      — Мама, ты подесь на аботу сенедьня?
      — Нет, не пойду.
      — Мама забоела и не подеть на аботу. У мамы голисько боит. Пиля, пиля и забоело! (Накануне мы пили пиво, а Димке не дали, объяснив, что пиво горькое и холодное).
      Если Димке скажешь, мол, подожди, вот покушаю и тогда сделаю, он ждет. Не пристает с просьбой, но постоянно осведомляется: «Ты узе покусяла?»
      Многие слова может произносить правильно, но почему-то ему нравится их коверкать.
      
      8.10.
      Сегодня я объясняла Димушке основы мироздания. (Он увидел в журнале нарисованный земной шар и стал спрашивать, что это за «голубое яблочко»).
      — Это — шарик, на нем живем мы с тобой, папа, и бабушка, и дедушка, и все-все. А зовут шарик «Земля». Понял?
      — Дя, — кивает головенкой.
      — Ну, расскажи, где мы живем?
      — На шарике.
      — А как его зовут?
      — Има. (Рима, букву «Р» он не выговаривает).
      На этом уникальном уроке присутствовал наш папа. Он пришел в восторг.
     
      18.10.
      Каждый день нас чем-нибудь смешит. Сегодня утром, например, уронил игрушку, полез ее доставать и вздыхает: «Ох, батюшки!»
      — Дима, иди, ручки вымоем!
      — Сяс пиду! (Сейчас приду).
      Я зову еще раз.
      — Ну, пододи минутоську!
      Вчера бабушка купила ему машинку, Димка всегда радуется каждой новой. И сегодня носится с ней целый день и причитает:
      — Хаесяя масина, гузовая, заводая, посто чудесяя масина!
      Любит употреблять превосходную степень: «касная-пекасная!» (красная-прекрасная) или «пелый-пепелый!» (спелый-преспелый).
      Жутко обезьянничает. Внушает мне:
      — Это тебе не игушка! Мама, тебе — не игушка! — и отбирает у меня очки.
      Сел однажды на горшок, не может сходить:
      — Деда, помоги! Деда, сядь ядышком (рядышком), дай ючку (ручку) подежать (подержать)!
      Вообще, этот фокус (просится на горшок) он повторяет почти каждый вечер, а ларчик открывается просто: чтобы подольше не спать. Усаживается на стульчик и начинает играть…
       
      19.10.
      Недавно пристрастился к сказкам. Слушает с огромным вниманием, глаза круглые, живо все переживает. Любимая сказка про петушка, которого утащила Лиса за темные леса. Может слушать ее подряд несколько раз…
      Рисование становится его страстью. Любимые предметы? Машины, лодки, вертолеты и человечки-огуречки. Лучше всего, разумеется, получаются машины. Очень любит рисовать в «четыре руки»: я, к примеру, рисую кузов машины, а Димка — колеса, окна, фары и пр. Я — кота, Димка — глаза, усы, ушки… Орудует обеими руками одинаково хорошо, но когда увлекается, то — левой.
      Самостоятельно считает до 13, почти ничего не пропуская.
      
      12.12.
      Случилось очень неприятное событие. У Димы есть няня «баба Лена». Простая женщина, работает уборщицей в школе.  Хорошая, честная, Димку любит. Повела его гулять, закутала, как кочан, и оставила в коридоре. Пока баба Лена сама одевалась, Димка, потеряв равновесие, упал. Упал личиком на помойное ведро, дужка пробила нижнюю губу насквозь. Димка заплакал, баба Лена подняла, вытерла платком мордочку и повела его на улицу. Там было минус 25, но это (по ее понятиям, тепло). Гуляли часа полтора, потом вернулись, подоспело время обедать. Димка плачет, капризничает, отказывается есть. На счастье, вернулась из школы мама! Тут все и обнаружилось! Мама вызвала «скорую», Димку увезли, промыли рану, зашили губу. Слава Богу, что не случилось заражение крови! Видимо, минус 25 на этот раз сыграл положительную роль (естественная заморозка)… Решили отдать Димку в ясли. Мама обещала похлопотать.   
      
      13.01.
      Новый год... Пишу от случая к случаю, и это очень плохо. Вчера случилось ЧП! Димушка в порыве восторга от новой игрушки выдал:
      Бомбовоз, бомбовоз,
      Ты куда меня повез?!
      Бабушка сразу начала заглядывать в будущее, мол, вдруг внук станет поэтом? И эти стихи будут печатать на первых полосах крупным шрифтом, а также читать наизусть! Вообще у Димы появилась склонность рифмовать. Рифмует всякую абракадабру.
      Лена (тетка) подарила ему цветные карандаши, теперь мажет ими все, что попадет под руку. Небрежничает, получается хуже. Отошел, так сказать, от идеи и ударился в сюрреализм…
      Любит петь, прилично поет «Геологов» и «Елочку», еще «Эй, маяк, ты слиском дого павал!» (Эй, моряк, ты слишком долго плавал!»). Но к музыке, увы, равнодушен.
      
      25.01.
      Сегодня они с отцом придумали новую игру. Димка лежит животом на руках у отца, ноги вытянул, руки раскинул в стороны.
      — Мама, я — ракета! — рулит, планирует руками, изображает свист падающей бомбы. — Ракета спускается на землю!
      
      04.02.
      Появился на свет еще «шедевр»:
      Стуки-бряки —
      Забияки!
      Пристрастился ходить по гостям, особенно любит ходить к Светочке, дочке моей подруги, она его младше на целый год. Отношения самые дружеские, разговаривают по телефону (по-настоящему). Он спрашивает, почему Светочка не приходит к нам. Она в ответ кричит: «Бимка, Бимка!» Он: «Приходи в гости!» Она снова: «Бимка, Бимка!» Он: «Приходи в пять часов!» Она опять: «Бимка, Бимка!» и так далее, пока не отберешь трубку. А ухаживает за ней, — со смеху можно умереть! Гладит волосы (у нее длинные светлые волнистые волосы), угощает всякими сладостями, дарит какие-то щепочки, стеклышки…
      
      10.02.
      Любит кататься на санках, не боится съезжать с самых высоких гор и всем внушает (особенно — бабушке): «Бояться не надо!»
      А сегодня играл с машинами и говорит: «Заехала машинка за подушку, только ее и видели!» Или задает себе вопросы и сам отвечает: «Картошка не горячая?.. Нормальная!»
      Музыка интересует его с «механической» точки зрения:
      — Мама, заведи музыку, — просит, и очень долго может стоять и смотреть, как крутится пластинка. А мне приговаривает. — Ну, ты танцуй, танцуй!
      Если хочет чего-то добиться, а на него не обращают внимания, то сразу заглядывает в глаза и проникновенно просит: «Ну, мамоська, (или бабиська), позясьтя!» - еще "тот" котяра!..
      
      16.02.
      Три дня Димка ходит в ясли. Довольно хорошо переносит перемену в своей жизни. Стал только быстрее уставать (ложится спать в восемь-девять вечера) и меньше дома играть. Утром не плачет и, если верить ему, то не плачет вообще.
      В яслях интересно (по его рассказам). А сегодня на него поступила жалоба: удрал с музыкального занятия!..
      До чего интересно Димка рассуждает! Я пришла с улицы, голова повязана платком, под ним бигуди. У Димки на голове тоже платок. Он говорит: «Мама сними платок». Я: «Не могу, бигуди рассыплются». Димка: «Ну, ладно, а мне снять можно. У меня нет бигуди. Я же Дима, — не мама!»
      Ложится спать, просит отца: «Папа, попроси у киски молочка, может, даст мне немного!» (Любит пососать из бутылочки, а его от этого отучаем, стыдим, ведь большой, а ведешь себя, как маленький!)
      Употребляет взрослые выражения, типа: «Просто немоможно!» (невозможно).
      
      21.03.
      Опять Дима дома: заболели глазки (конъюнктивит), и я уже второй раз (за месяц!) на «больничном». Но есть и положительный эффект яслей: Димка ест без книжек и чаще сам. Снимает и надевает штанишки самостоятельно.
      
      01.04.
      Гладит деда по лысине и спрашивает: «А се это у тебя волосики выскочили?» Любит, подражая бабушке, повторять пословицы, но путает, конечно, и получается очень смешно. Например: «Терпи, коза, а то мамой будешь!» (Терпи, казак, атаманом будешь!)
      
      04.04.
      Вдруг стал капризничать. Я стала бояться, что вырастет нытиком или слюнтяем. Перенимает у ребятишек дурные привычки, в яслях на него жалуются. Нам с мамой — одно расстройство!
      Вообще плохо, когда у ребенка семь нянек. Когда с ним одни, ведет себя замечательно. А дед вообще ходит перед ним на задних лапках, считает, что он один прав, что нужно ребенка уговаривать, увещевать, заискивать. А мама бесконечно сюсюкает с ним. Ругаемся. Замечаю, что Димка вспыльчив, боюсь сказать «злой». И не очень привязан к нам. Мне часто кажется, что мы с мужем будем одиноки в старости. А как не хотелось бы!..
      Рисование у Димки почему-то дальше не двигается, а слух хороший, песни поет и мотив не перевирает. Интересно, самые басы на фортепиано называет — «густой дым идет», а высокие звуки — «котята мяукают».
      Недавно объяснял нам, что «дождик только летом бывает, а гром за тучку прячется. Две тучки стукнутся — и гром получается. Понимаешь? Понимаешь?»
      Смешное выражение у него «попка загнулась», это значит — штанишки запали в попку.
      
      ***
      Летом в три года Димочка впервые увидел море. Дед и бабушка возили его в Евпаторию. Зимой у него была серьезная атака на сердце. Лежал в клинике Мединститута, потом два месяца — дома, постельный режим. Врачи посоветовали для укрепления сердчишка подержать его у моря… Там он плескался в удовольствие, научился плавать. Ездил на велосипеде, лихо, даже несколько раз удирал, что доставило бедным старичкам немало волнений…
       
      Вести регулярно дневник не получается. Теперь просто записываю забавные случаи и происшествия.
      
      Димку очень интересует живая природа. С удовольствием копается в земле, ловит всяких бабочек, жучков, лягушек и прочую живность.
      В 3 года принес мне в подарок букет дождевых червей! Это было на мичуринском участке, мы там устроили весенний субботник, взяли и Димку. Вот он и набрал их полную горсть, и был от них в восторге. А отец-провокатор научил: «Подари маме!» Сын и подарил. Я чуть в обморок не упала, спасалась бегством…
      Недавно выловил лягушку и тоже решил преподнести мне в подарок. Едва дед его отговорил. Но навозного жука в баночке я все-таки получила!
      
      ***
      Диме 4 года. Интерес к живой природе не угасает. Если говорим о цветах, обязательно надо ему знать, где у них лепестки, тычинки, пестики и для чего все это нужно цветку.
      Откуда пчелки берут мед — скажи. Какие листики у гвоздики, у ромашки, у астры, у василька — покажи и объясни, почему такие разные.
      У деда есть книга о вредителях садов и огородов. Димка ее изучил от корочки до корочки, замучил нас: показывал и рассказывал, кто есть кто, кто — откуда и какой вред приносит. И само собой, кто и как называется, со всеми научными терминами. Тут главный консультант — дед.
      Такой же интерес к животным, птицам. Какие птички, где живут, какие гнезда вьют, каких птенцов выводят, как переговариваются и пр. До бесконечности…
      
      ***
      Интересуется звездным небом и прочими небесными светилами. Почему-то особенно его внимание притягивала Луна. Он рассуждал, если Луну взять к нам в дом, поместится ли она в авоську? Я возразила: «Нет, что ты!» Димка: «Ну, а в бабушкину сумку?»
      — Нет, и в сумку не поместится, она слишком мала.
      — Ну, а в нашу песочницу?
      — Нет, нет, нет!
      — Мама, уж в комнату она бы влезла!
       
      ***
      В 5 лет Димка хорошо знает, как определять по часам, который час.
      
      ***
      Димка отправился умываться, по дороге, конечно, «застрял» (накануне отец принес ему велосипед). Я кричу:
      — Дима, ты, где?.. Наверное, сидишь на велосипеде?
      — Нет, мама, я слезаю с него!
      
      ***
      Сидим с Димочкой в темной комнате, печатаем фотографии. Я что-то сказала ему и потрепала за носишко. Он так доверительно мне: «Что, любишь меня?» Я растерялась, говорю: «Да». Он вздохнул: «Я тоже, очень тебя люблю!»
      
      ***
      За обеденным столом. Разглядывает стакан с молоком.
      — Мама, вот ты говоришь, все состоит из молекул. А почему молоко белое, а вода прозрачная?
      Пришлось в популярной форме объяснять строение вещества.
      
      ***
      Говорит: «Возьмем, к примеру, атом, величиной с дом…»
      
      ***
      — Дима, ты слышишь, что дедушка тебе рассказывал?
      — Да, мам, я все ушами ловил!

      ***
      Лакомка жуткий. Всегда вертится рядом, когда я или бабушка стряпаем. Норовит «помогать». Даю ему тесто, он лепит «свои» пирожки, а потом следит, кому они достанутся.
      Говорит (о торте): «Я полюбил его с первого укуса!»
      
      ***
      Очень занимает Димку строение Земли. Он выяснил, что внутри планеты очень горячо. Так горячо, что все — камни, земля, металлы — находятся в жидком состоянии. Называется эта жидкая каша одним словом «лава». Сверху есть толстая кора, которая иногда не выдерживает и лопается. Оттуда выливается лава, образуется вулкан! Теперь Димка ходит и приглядывается, где может оказаться вулкан.
      
      
      ***
      — Мама, вот Земля вертится. Сейчас она по инерции вертится, а кто ее первый раз толкнул?
      (Когда я (Р.К.)писала книжку «Возьмем атом величиной с дом», то этот разговор, с разрешения автора, привела в качестве предисловия. Редакторы издательства воспротивились, потребовали это вычеркнуть, мотивируя, что такой маленький ребенок не мог так «глубоко» заглянуть в суть мироздания. Я сопротивлялась изо всех сил, однако начальники напирали, заключили компромисс: я исключила только слово «по инерции»)…
      
      ***
      — Мама, а солнце никогда не потухнет?
      — Нет, никогда.
      — Оно такое горячее?
      — Да, очень.
      — Как огонь?
      — Как огонь.
      — А если в него влететь на самолете?
      — Что ты, к нему и приблизиться невозможно, такое оно горячее.
      Меняет несколько направление разговора:
      — А можно доехать на машине?
      — Нет.
      — Почему?
      — А ты сам подумай, почему.
      — Потому что бензина не хватит.
      — А еще почему?
      — И заправочных станций нет.
      — А еще почему?
      — А, знаю, знаю! Там земли нет!
      — Так на чем же можно долететь до Солнца?
      — На ракете. Правильно?
      — Ракета самая быстрая из всех видов транспорта. Согласен?
      — Да.
      
      ***
      Как-то ехали в трамвае, а в окно светила Луна. Димка смотрел, смотрел и возмутился: «Чего она за нами гонится?» На некоторое время Луну закрыли тучи, Димка обрадовался: «Мы ее обогнали!»
      Доехали до дома, вышли, а Луна тут как тут. Димка удивленно ахнул: «Ну и скорость у нее!»
      
      ***
      Димка слышал разговоры о китайских событиях, о том, что они грозились к октябрьским праздникам расквитаться с нами. Спрашивает:
      — А когда будет 7 ноября?
      — Сейчас зима, потом будет весна, лето, потом осень, и тогда наступит 7 ноября.
      — Значит, мы еще успеем наиграться?
      
      ***
      — Мне сейчас 6 лет, а где я был раньше?
      — Тебя не было.
      — Нет, где-то я все-таки был?!
      
      Еще на эту же тему.
      — Мама, вот я произошел от тебя, ты — от бабушки, бабушка — от своей мамы. Она — тоже от своей. А самый первый человек откуда взялся?.. Алешка (сосед) сказал, от обезьяны. 

      — Ты сомневаешься?
      — Да, где же у него тогда хвостик?
      Некоторое время спустя, слышу: с тем же вопросом  пристал к бабушке. Она, не слишком вникая в суть, отвечает:
      — Дарвин сказал, что от обезьяны.
      — Дарвин? Какой Дарвин?
      — Ученый. Он доказал, что человек произошел от обезьяны.
      Недавно мы все ходили в передвижной зоопарк, и Димке, видимо, наши ближайшие родственники почему-то не понравились:
      — Это Дарвин — от обезьяны! А я — от мамы!
      
      ***
      Ездили в Геленджик (там живет мать нашей доброй знакомой, и она нашла для нас недалеко от моря комнату). Отдохнули великолепно. Димку невозможно было вытащить из моря! Собирал камешки, улитки, пытался ловить рыбок. Таскал мне медуз (Муж-провокатор науськивал!) и все спрашивал: «Где же у нее глазки?»
      Там же мои мужчины ходили на рыбалку. Димка принес каких-то маленьких рыбок и угостил хозяйского кота. Тот все слопал и потерся спинкой о его ноги. Димка был счастлив:
      — Мама! Он мне сказал «спасибо»!
      
      ***
      В 6 лет Димка бегло читает и считает. Пишет довольно грамотно печатными буквами. Необыкновенно любит фантазировать, часто путая быль с выдумкой. Нравится ему петь, хотя поет вроде своего папы... Увлекается рисованием, причем, изображает действие в развитии, а в результате получается «не разбери — поймешь».
      Любит лепить из пластилина. Есть еще одна страсть. Все, что оказывается под рукой (хлеб, карандаши, шашки, книги, ложки, тапочки и т.д.), превращает в машины, мотоциклы, вездеходы.
      В марках он разбирается лучше меня, а скоро, наверное, и отца.
      
      ***
      Жуткий врунишка, иногда мне кажется, что он сочиняет не из боязни наказания, а просто – от избытка фантазии. Врет и верит искренне в то, что придумал.
      Однажды, рассердившись, я его сильно за вранье отшлепала. А он даже не заплакал. Потом стало ясно, почему: он подставил железную машину, которую я и лупила. Рука моя была вся синяя!..
      
      ***
      Если чем-то увлечен, то ничего не видит и не слышит. Докричаться невозможно. Бабушка обижается: неслух растет! А нужно просто переключить его внимание: подойти, повернуть мордашку к себе и тихо сказать. И никаких проблем. Вообще Димка довольно послушный ребенок, хотя и упрямый.
      
      ***
      Димка взял на вооружение такие выражения, как: «честь по чести», «между прочим», «кстати сказать», «в смысле»  «я, кажется, ничего не говорю…» и др.
      Вчера спрашивает меня: «Что ты делаешь на работе?»
      — Приборы всякие придумываю.
      — Ну, и что ты придумала?
      — Источники тока, понятно?
      — Да.
      — Ну, как ты это понимаешь?
      — Это, где вырабатывается энергия. Правильно я соображаю?
      — Правильно. И какие ты знаешь источники тока?
      — Знаю батарейку и еще электростанцию.
      
      ***
      У нас гостила Таня (племянница, на год старше Димки). Слышу разговор.
      — Раз ты вырвал у меня игрушку, ты не мужчина!
      — Ага, нет, — не очень уверенно возражает Димка.
      — Да, да, да! А потом мы ехали в трамвае, и ты бабушке место не дал. Вот! Мужчины всегда должны женщинам уступать!
      — Ага, а бабушка — не женщина!
      Тут уже не выдержала бабушка, прибежала из кухни:
      — Как это «не женщина»!?
      
      ***
      По поводу обоженного пальца: «Хоть я и мужчина, а все равно больно, даже на стенку могу залезть».
      
      ***
      Просит отпустить его погулять, а у самого болит горло. Я говорю: «Сейчас измерим температуру, если температуры не будет, то пойдешь ненадолго». Димка хитро прищурился: «Как это не будет температуры?.. Я ведь живой!» Я поправилась: «Если будет нормальная температура…»
      
      ***
      На велосипеде Димочка ездит в магазин покупать бутылки с молоком. Однажды он вез их на раме в сетке, бутылки разбились. Димка ничуть не расстроился, объяснил мне: «Я вез бутылки на раме. Они стукались, стукались и достукались совсем».
      
      ***
      Дима не понимает различия полов. Когда должен был родиться брат, было много вокруг этого разговоров. Почему-то Димка предпочитал этот вопрос обсуждать с бабушкой.
      — Давай лучше девочку возьмем!.. А где маленьких берут?
      — Ну, есть такие специальные дома.
      — Что ли вроде зоологического магазина?
      — Вроде.
      — А как мы узнаем, девочка это или мальчик?
      — Это уж кто попадется!
      — Конечно, как их разберешь… Вот когда они подрастут, тогда будет понятно, а сейчас они такие манюни!.. Бабушка, а все-таки надо получше расспросить продавцов. Они ведь должны знать, девочка или мальчик!
      
      ***
      Когда родился малыш, Диме сказали, что у него появился братик, что они с мамой лежат в больнице, привыкают друг к другу. Братик учится сосать молочко, а мама — ухаживать за ним. Димка отнесся к брату довольно снисходительно: «Ладно, уж пусть будет братик!» Потом как-то говорит мне:
      — Мама, а вдруг Севка окажется девочкой? Вырастет и окажется.
      — Нет, Дима. Он ведь мальчик.
      — Ну, да. Сейчас ничего еще не поймешь.
      — Почему же? Ведь он так похож на тебя, а ты — мальчик.
      — Ничего не похож! Вот разве что улыбается тоже со способностями.
      — Так может быть, и ты у меня будешь девочкой?
      — Не-ет, из меня уж девочки не получится. Я — мальчик, навсегда.
      
      ***
      Димке купили лыжи, о которых он давно мечтал. Он очень радовался и каждому, кто приходил к нам, рассказывал и показывал эти лыжи. У мамы собрались гости (учителя). Димка лез ко всем со своей радостью:
      — Посмотрите, посмотрите, какие у меня лыжи! — но от него отмахивались, никто не слушал.
      Я сказала Диме: «Унеси лыжи, это никому не интересно. Ты же видишь».
      Димка недоуменно посмотрел широко раскрытыми глазами, погрустнел и, прижимая дорогие сердцу лыжи, ушел. А потом в своей комнате плакал…
      
      ***
      Кто-то из гостей мимоходом предложил присваивать Димке за отличные оценки звания. Потом, конечно, об этом взрослые забыли. А Димка, получая очередную пятерку, объявлял: «Я — лейтенант!» или «Я уже — старший лейтенант!»
      Радость игры никто не понимал и не поддерживал. И она угасла, ведь радость только тогда радость, если она разделена с другом…
      
      ***
      Лето перед школой провели на даче: сняли комнату в пригороде, на Басандайке. У хозяйки есть поросята — Дуська и Васька. Димка очень интересуется этими поросятами. Спрашивает у хозяйки:
      — А они кусаются?
      — Нет, смирные.
      — А они лягаются?
      — Что они, лошади?
      Димка не хочет признать свое поражение:
      — А я знаю таких, которые лягаются!
      
      ***
      Дима представил мне этих поросят: «Это — Дуська, девочка, а это Васька — мальчик». Я удивилась: «Как ты их различаешь?» Тут удивился Димка: «У девочки хвостик крючком, а у мальчика висит вниз. Всегда узнаешь!»
      
      ***
      На даче по соседству живет Миша, ровесник Димки. У него есть велосипед, катаются по очереди. Димка говорит: «Миша, я вот сейчас прокачусь 3 раза, а потом ты будешь кататься гораздо больше пяти».
      
      ***
      Много играют в войну. Обсуждают, какую бомбу взять. Миша (сосед) предлагает взять «глубинную». Димка дополняет:
      — Пусть будет глубинная ядерная. Самая страшная. Она только сейчас есть.
      — Сейчас? А раньше? — Миша удивлен.
      — Раньше не было.
      — Что, и в Великую Отечественную не было?
      — Да, и когда царь был, тоже не было!
      Маша по натуре антимилитарист, говорит:
      — Так зачем же теперь придумывать?
      — А на всякий случай! Вдруг итальянцы нападут на Ленинград!
      Миша замолчал. Видимо, о коварных планах итальянцев он не подозревал…
      
      ***
      Воду местные жители брали из колодца, питаемого ключами. Димка просит отца:
      — Папа, принеси нам медовой воды!
      — Да где же я тебе ее возьму?
      — Миша мне показал колодец, там вода медовая. Их хозяин дома туда специально мед спускает, чтобы медовая получилась.
      Отец принес два ведра, Димка побежал нюхать…
      Я начала мыть пол, Димка увидел, возмутился: как я могу мыть пол медовой водой?!
      Пришлось выкручиваться: «Дима, твой братик все равно пол лижет, так пусть хоть польза будет!» - Успокоился.
      
      ***
      «Мама, как огурцы распространяются?» Пришлось объяснять…
      
      ***
      Димка ходил на рыбалку с отцом. Долго, захлебываясь, рассказывал:
      — Поймали щуку, во-от такую! — развел руки шире плеч. — Зубы у нее веером! Я сунул палец, она — цак! — и не отдает. Еле вытащил. А еще поймали ельчиков несколько штук. «Ельчик» от слова «ель», — и для полной убедительности добавил. — Спинка у него зеленая.
      
      ***
      Таня и Димка увидели пасущихся коров. Их внимание привлек теленок. Заспорили, какого пола это существо. Таня (его двоюродная сестра) уверенно заявила: корова. Димка возражает:
      — Это — бык!
      — Нет, корова! — и топнула ножкой.
      — Бык! У него вымени нет, и на всю жизнь уже не будет! Правда же, мама?
      
      ***
      Курица бегает по двору и кудахчет. Димка замечает:
      — Это она яичко снесла и петуха зовет.
      — Зачем? — спрашиваю я.
      — Как зачем? — Таня смеется. — Чтобы показать.
      — Он ведь у них командир, — поясняет Димка, на лице — сочувствие: таких простых вещей мама не знает…
      
      ***
      Димка подошел близко к решению проблемы полов: «Вот если поблизости есть кот, у кошки обязательно будут котята».
      Надо сказать, что кошки — его особая любовь. Притаскивает в дом всех бродячих котят. Приходится объяснять, что мы не можем их оставить, потому что братик маленький, ползает, все тянет в рот, и может заболеть…
      
      ***
      — А я сегодня бабочку спас! — перед сном доверительно сообщает мне Дима.
      — Как? Расскажи!
      — Она на камнях сидела, крылышки раскинула, дождь ее и прибил. Она стала тяжелая, замерзла. Летать не может. Я ее на руки взял. Отогрелась и полетела, только я ее и видел!..
      
      ***
      Коту Ваське говорит: «И когда ты только кончишь попрошайничать? Работать надо. Мышек лови!» — и дал ему молока.
      
      ***
      Разговор за обедом. Димка сказал, что во Вьетнаме едят червей и лягушек. Их жарят, слизь исчезает, на ее месте образуется хрустящая корочка. Татьяна недоверчиво захихикала. Димка обиделся:
      — А ты вообще-то за Вьетнам или против?
      Танька сказала, что она, конечно, за Вьетнам, но там идет война, и никаких лягушек поэтому нет.
      — А вот есть! Они их на базаре покупают!
      — На базаре, — передразнивает Таня. — Там ничего нет! Там бомбы атомные бросают! Там травинки не осталось, а у тебя — «на базаре»!..
      Тема неожиданно сделала зигзаг, и Димка поспешил продемонстрировать свои знания:
      — Я знаю. Когда атомную бомбу бросят, она взрывается, и атом выливается из нее и все губит. А еще атомный гриб есть. Ножка у него из атома, а шляпка из дыма. Потом дым растворяется в атмосфере, и атом разливается…
      
      Тема Вьетнама еще долго присутствовала в играх и разговорах детей.
      — Во Вьетнаме агрессия есть, — говорит Димка. — Американская.
      — Да, есть, — соглашается Таня и предлагает. — Давай башню построим в 102 этажа, представляешь? И разбомбим ее. Она рухнет и всю Америку разрушит.
      — Нет, всю Америку не разрушит, — сомневается Димка. — Дом, пусть, один разрушит (наверное, он имел в виду Белый дом), а от него дальше все ужасы пойдут.
      
      ***
      Дима пошел в школу. Вечером спрашиваю:
      — Димочка, как прошел первый день? Было интересно?
      — Ничего интересного! Сидели, сидели. И опять сидели, а потом домой всех отпустили.
      
      ***
      — Мне нравятся больше всех уроки ритмики.
      — Почему?
      — А уроков не задают!
      Через месяц сообщает:
      — Я учусь третий от конца.
      — Что это значит?
      — Один мальчик — самый плохой, потом Оля Коробкова, а потом уж я.
      
      ***
      Учительница жалуется, что Димка очень медлительный. Она считает, что у него рассеянное внимание: «Говорю детям: достаньте ручки и решайте задачу! Весь класс работает, уже задание выполнили, а Дима только ручку из ранца вытаскивает».
      Принес тройку (первую), бабушка очень огорчилась, Димка ее успокаивает: «Ты, бабушка, не горюй! На тройки не так уж плохо учиться!»
      
      ***
      Я болела больше недели и, чтобы не заразить детей, отлеживалась у мамы на Кирова. По возвращении Димка поспешил меня успокоить: «Мама я не могу тебя обрадовать только одной тройкой, остальные все четверки!»
      
      ***
      — Мама, в пятом классе мы до какого числа дойдем? До миллиона?
      — Может быть.
      — А до миллиарда?
      — Может, и до миллиарда.
      — А может, мама, мы дойдем до бессчетного количества?
      
      ***
      Димка заболел ангиной. Я заставила его полоскать горло. Он спрашивает: «Зачем?» Я объясняю: «Чтобы выполоскать всех микробов». Димка тут же сообщает:
      — Мама, ты думаешь, что они делали, пока я не полоскал?.. Они нарождались! Вот заведется парочка — микроб и микроба, и — пожалуйста! Самка отродит маленьких микробиков. Они подрастут, разобьются на парочки и опять отродят микробиков.
      
      ***
      Дима любит говорить обстоятельно. Например, разговор шел о том, что кофе и чай в больших количествах — вредны. Димка немедленно развил тему: «Мама, если взять ведро, эмалированное, новое, только что купленное, то ведь одной ложки (кофе, чая) мало будет!»
      
      ***
      — Банда — от слова «бандит». Шайка — от слова «шпион», — разъясняет мне Димка. — Это не русские слова. Например, «банда» (бандиты бандами водятся) немецкое слово, означает «отряд». А «шайка», — Димка на секунду запнулся, — французское, тоже означает «отряд». Поняла, мама?
      Почему он так решил, и кто ему это сообщил, не знаю…
      
      
      ***
      Дима часто играет сам с собой, разговаривая за своих героев (выбор зависит от того, какая книга в это время читается).
      — Я — знайка!
      — Нет, я — знайка!
      — Ты?.. Ты?.. А знаешь, например, что такое «председатель»?
      — Знаю!
      — Ну и что?
      — Председатель района!
      — А кто это?
      — Это — человек с опилками в голове!..
      
      ***
      Вчера вызвали в школу. Учительница оставила меня после уроков, достала Димкину тетрадь и говорит: «Я детям задала сочинение на тему: «Мое любимое животное». Дима написал, я ему поставила 5\5, но… вот сами почитайте». Я открыла тетрадь, читаю: «Запятковидная щитовка, мое любимое животное…» И дальше о том, как она выглядит, чем питается, где живет и т.д. Я была так же, как учительница, озадачена. Прихожу домой, рассказываю. Дед затрясся от хохота! Оказывается, это маленькое создание, вредитель садов, кажется, смородины. Димка вычитал это в любимой книжке про всяких жучков, личинок и прочих насекомых-паразитов...
       
      ***
      Я решила проконсультироваться с Димой (9 лет), как они обзывают друг друга, когда ссорятся. Дима не удивился и охотно пояснил: «Дурак, осел, козел, жадина».
      — А фашистами?
      — Нет!
      — А капиталистами?
      — Ни фашистами, ни капиталистами, ни помещиками, ни царями, ни императорами мы не обзываемся. Мы и слов-то таких не знаем!
      
      ***
      Школьный жаргон: «один на фронте, 99 — на ремонте», «Пьяный ежик», «Не выдрачивайся!» «Не выступай, не возникай!»
      
      ***
      Димка (10 лет) сокрушается: «Мама, я все еще не научился писать с двойным смыслом!»
      
      ***
      Пришел с новогоднего вечера возбужденный, с блестящими глазами (танцевал с девочкой»), объявил: «Я все еще в экстазе!»
      
      ***
      За обедом Димка говорит брату: «Ты думаешь, сейчас суп ешь?.. Ты молекулы ешь!»
      Младший лениво: «Да знаю я!»
      
      ***
       У Димы ток не выпрямляется, а «выглаживается».
      
      ***
      Разговор идет о том, сколько нужно проводов, чтобы ток «протекал». Димка считает, что одного достаточно, брат возражает: «Два! Когда один провод, то электроны как бы на старте стоят на конце. А потом другой включают, и они наперегонки бегут» (Так, видимо, он понял объяснение отца, когда тот рассказывал, как и почему зажигается лампочка).
      Димка ничего не понял из этого объяснения, просит меня растолковать. Я пытаюсь привести понятный пример.
      — Пока концы проводов не соединены, электронам просто не по чему бежать. Так же, как с одного берега на другой не перебежишь, — нужен мост.
      Димка тут же парирует: «А мне ничего не надо, я переплыву!»
      (С электричеством у Димки всегда были сложные отношения. Уже будучи студентом он включал кипятильник в радиорозетку и удивлялся, почему так долго не кипит вода…)
      
      ***
      День рождения Димы. Ему исполнилось 8 лет! С утра он ходил за бабушкой и караулил подарок (она обещала Димке поехать в магазин и купить то, что он сам выберет). Бабушка освободилась только к 16 часам. А через час должны были придти гости! Идти в магазин уже не имело смысла, был смысл остаться, нарядиться и ждать гостей. Но Димка упустить подарок не мог. По опыту он знал, что ковать железо нужно, пока оно горячо, и до завтра оно может и остыть. И они поехали…
      Разумеется, вернулись поздно, гости явились ровно к пяти, как им и было сказано. Точность — вежливость королей, и еще — детей, когда они идут на день рождения. Ибо если придешь поздно, можешь что-то интересное упустить. Это знает любой детсадник, не то что — школьник.
      Гостей развлекал папа именинника. Он играл с ними по очереди: в морской бой, в настольный волейбол, в «стреляй метко» и т.д. Наконец, явился виновник торжества. Мама быстренько отправила его в комнату наряжаться. Через пять минут она заглянула в комнату (по ее расчетам, именинник должен был успеть натянуть брюки и рубашку). Но Димка и не думал приступать к праздничному облачению. Он играл!!! Пристреливал новый автомат, который подарила бабушка!
      — Дима! — гневно крикнула мама. — Тебя же гости ждут!
      Именинник бросился спешно одеваться и, наконец, появился перед гостями во всем параде. Началась церемония вручения подарков. Димка сидел за столом и принимал…
      Гора росла. Трудно стало что-либо рассмотреть. Димка достал дедушкину лупу и начал подробно изучать каждый предмет.
      А потом было обильное угощение. Ребятишки ели, ели, не хотели, но все равно ели, потому что Димина мама сказала: «Чтобы тарелки были чистые! Кто не съест, сладкого не получит».
      Шутка ли, сладкого лишиться! Рисковать не стоило, и дети старались…
      А потом (после десерта, чая и арбуза) началось самое увлекательное — сражение за туалет! Гости разбились на две группы (по половой принадлежности). Отряд мальчиков возглавлял именинник. Суть игры очень проста: надо захватить единственный туалет и удерживать его как можно дольше. Можно использовать это место по назначению, а можно рассказывать анекдоты или просто хихикать.
      Сражение проходило с переменным успехом. Туалет несколько раз переходил из рук в руки. Пока, наконец, мама именинника не воспользовалась властью и не положила конец военным действиям. Затишье было совсем не интересное, и гости вскоре разошлись по домам.   
      
      ***
      Обожает гулять, самое суровое наказание было для него – лишить улицы. Особенно этой карой злоупотребляла бабушка. Чтобы добиться повиновения, припугивала внука: «Смотри у меня, оставлю дома! Не пойдешь на улицу!»
      А зимой приходилось буквально загонять домой. Приходил весь «в шишебарках», как говорила бабушка. «Шишебарки» на ее языке это заледеневшие снежные шарики, густо облеплявшие Димкину шапку, шубку, штанишки, валенки... Приходилось долго отскребать их от одежды и сушить все на батарее.
      Был у Димки и полезный, но жестокий опыт, который приобретает почти каждый ребенок. Лешка (он старше Димы на 2 года) посоветовал лизнуть железный замок, убеждая Димку, что это ужасно вкусно! Димка-сладкоежка устоять от искушения, конечно, не мог. Лизнул. А потом с громким воплем, высунув кровоточащий язык, прибежал домой и лег «умирать». С большим трудом я его успокоила…  
       
      ***
      После сочинения рассказывает возбуждено: «Мне, что? Мне повезло: у меня Николай Петрович был («Отцы и дети»), а вот Дюше пришлось Базарова по всему роману искать!»
      Еще: «Он потолпился, потолпился и ушел».
      
      ***
      Первые литературные опыты. Обнаружила случайно. Приехал в гости племянник Андрей (он младше на 2 года). Димка ему дал почитать свой роман (несколько школьных тетрадей). Я зашла в комнату, Андрей испугался и стал прятать под стол тетрадку. Я отобрала, и о, ужас! — непотребство! — детское, смешное, но бойко написанное!.. Пришлось разбираться с автором! После прочитанной лекции о моральной стороне его поступка (растление малолетних) ему было предложено самому уничтожить свое произведение — сжечь в печке. В утешение ему привела пример Гоголя, который сжег второй том «Мертвых душ». Автор плакал и смотрел, как пламя пожирает его великий роман…
      (Позже выяснилось, что одну тетрадку он все-таки утаил…)
       
      ***
      Разговор Димки и Андрея (8 класс). Димка: «Ну, вот ты для чего живешь на свете?»
      Андрей не готов отвечать, выкручивается: «Ну, хотя бы для увеличения народонаселения нашей страны».
      
      ***
      — Если ко мне придет Смерть, я ей дверь не открою! — говорит пятилетний Сева. Она постоит, постоит, замерзнет, аж зубы застучат, и уберется восвояси.
      — А я этой старушке сказку расскажу про Золушку, — говорит Света (9 лет). — Она заслушается и уснет. Тут придет папа, засунет ее в ступу, включит мотор — и поминай, как звали!
      — Нет, надо по-другому, — вступает в дискуссию Алеша (ему 12 лет). — Я покажу ей «видик». Она же там у себя, наверное, никогда кино не смотрела! Вот она усядется, засмотрится, а я в это время сбегу или в милицию позвоню, чтобы они арестовали Бабу Ягу.
      Димка (11 лет) важно замечает:
      — Она в шапке-невидимке ходит. В двери не стучит, а просачивается через щели.
      — А если щели все-все замазать? — с надеждой спрашивает Сева.
      — Говорю же, просачивается. И через окно может скакнуть.
      — А я ножик у папы попрошу. Кинжал настоящий или даже шпагу, — защищается Света.
      — У нее коса, знаешь, какая острая!.. Сразу перерубит!
      Ребятишки притихли, стало страшно. Димка выдержал паузу и произнес:
      — Есть только одно средство. Надо сразу начать хохотать. Громко-громко, чтобы она оглохла. Или тоже начала хохотать. Она будет хохотать, хохотать и постепенно превратится в Жизнь.
      Далее примерно с полчаса в комнате стоял «многоярусный» хохот. Ребятишки тренировались на совесть…
      
      ***
      Димка по сути своей — не лидер, он «ведомый», и как друг, очень преданный. Но не могу сказать, чтобы друзей у него было много. Выделяются два мальчика: Дюша и Игорь. Более сильное влияние оказывает Андрей, и всем, чем увлекается Дюха, тем увлечен и Димка. Например, карате. Оба ходили в секцию, мне пришлось шить ему особую форму. Потом — гитара, потом — девочки. Кажется, им нравится одна и та же…
      Как-то вечером вернулся страшно расстроенный. Закрылся в комнате и плакал. Я выбрала момент, зашла: «Что случилось?»
      — Я не могу ударить человека по лицу! Не могу! — закричал Димка и зарыдал…
      (Позже моя «разведка» донесла, что его оскорбила, как «мужчину» девочка, которая вскоре погибла…)
      
      ***
      В институте место близкого друга снова занял другой Андрей, и снова инициатива проистекала от него. В доме появлялись медицинские препараты из анатомки, всякие химические вещества, которые они испытывали на себе, в квартире что-то взрывалось, горело…
      
      … Предлагаю дополнить эти записи тем, что сохранила память о вашем детстве (свои, брата, отца), а потом — о детстве своих детей, внуков. Это будет самый интересная и любимая семейная «сага»…